Постановление Администрации муниципального образования
"Город Майкоп" Республики Адыгея
от 14 сентября 2010 г. N 661
"Об утверждении долгосрочной целевой Программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)"
21 апреля, 17 августа, 29 сентября 2011 г., 12 мая 2012 г., 4 сентября 2013 г.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 27 декабря 2013 г. N 971 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях повышения эффективности исполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования "Город Майкоп", на основании Распоряжения Главы муниципального образования "Город Майкоп" от 12.09.2010 г. N 4194-р "О разработке долгосрочной целевой Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)",
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую Программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Майкопские новости", разместить на сайте Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования
Глава |
М. Н. Черниченко |
Долгосрочная целевая Программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)"
(утв. Постановлением Главы муниципального образования
"Город Майкоп" от 14 сентября 2010 г. N 661 )
21 апреля, 17 августа, 29 сентября 2011 г., 12 мая 2012 г., 4 сентября 2013 г.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)", далее Программа. |
|
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Главы муниципального образования "Город Майкоп" от 12.09.2010 г. N 4194-р. |
|
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Город Майкоп". |
|
Разработчик Программы |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования "Город Майкоп". |
|
Исполнители Программы |
Координатор Программы - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования "Город Майкоп". Непосредственные исполнители Программы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования", Комитет по физической культуре и спорту муниципального образования "Город Майкоп", муниципальное казенное учреждение "Молодежный координационный центр". |
|
Цель Программы |
Повышение эффективности исполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования "Город Майкоп". |
|
Задачи Программы |
Подпрограмма "Оказание психологической помощи учащимся (12-16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и профессиональной ориентации": - организация и проведение психодиагностических исследований учащихся с отклоняющимися формами поведения, направленных на оценку их индивидуально-личностных характеристик, связанных с особенностями поведения; - осуществление коррекции, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимися формами поведения; - обеспечение социального и психологического сопровождения подростков с отклоняющимися формами поведения; - организация и осуществление работы по обеспечению психологического сопровождения родителей учащихся с отклоняющимися формами поведения; - организация и проведение психодиагностических исследований учащихся, направленных на оценку их индивидуально-личностных особенностей, отражающих их интересы и способности к определенным видам профессиональной деятельности, проведение цикла мероприятий, направленных на развитие и укрепление способностей, навыков и умений, связанных с их предпосылками к определенным видами профессиональной и творческой деятельности; - организация и проведение регулярных мероприятий по повышению профессионального уровня специалистов психолого-педагогического направления, занимающихся вопросами, связанными с отклоняющимися формами поведения учащихся. Подпрограмма "Многопрофильный передвижной летний лагерь": - вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его; - эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания. Подпрограмма "Дружный двор": - проведение работы по организации свободного времени подростков, не охваченных какой-либо деятельностью, способствующей развитию коммуникации несовершеннолетних; - применение игровых форм по наполнению совместного досуга и отдыха в пространстве двора; - формирование у детей и подростков отношения к своему двору, как к своей территории с дальнейшим переходом к представлениям двора как части Родины. |
|
Подпрограммы |
2. "Многопрофильный передвижной летний лагерь"; 3. "Дружный двор". |
|
Сроки реализации Программы |
2011 - 2014 г.г. |
|
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы - 4929,9 тыс. руб., из них МБ - 4929,9 тыс., руб., в том числе: 2011 г. - 1604,5 тыс. руб., 2012 г. - 1916,4 тыс. руб., 2013 г. - 713, 0 тыс. руб., 2014 г. - 696,0 тыс. руб. |
|
Методы реализации Программы |
Проведение диагностических и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними и их родителями по следующим направлениям: 1. Комплексно-профилактическое; 2. Диагностическое; 3. Реабилитационно-коррекционное; 4. Профориентационное; 5. Просветительское. Проведение мероприятий, повышающих профессиональный уровень педагогического и психологического корпуса города по работе с детьми девиантного поведения. Создание электронного банка данных на учащихся 12-16 лет. Проведение мероприятий, прививающих несовершеннолетним навыков и представлений о здоровом образе жизни, об отказе от вредных привычек, развитии позитивных личностных качеств. Организация многопрофильного передвижного летнего лагеря по направлениям: - туристско-экскурсионная деятельность; - сочетание разнообразных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и туристических эстафет. Формирование механизма вовлечения несовершеннолетних, незанятых какой либо деятельностью, и их родителей в общественную, досуговую, спортивную деятельность, направленную на возрождение двора как объединяющего центра подростков и молодежи. Создание системы взаимодействия между дворами, воспитание адекватных отношений между детьми разного возраста, социальной принадлежности. Решение задачи уважительного отношения подрастающего поколения к культуре и обычаям людей разных национальностей, проживающих на территории г. Майкопа |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности |
1. Повышение эффективности профилактики безнадзорности, аддиктивности и правонарушений несовершеннолетних: -уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних - 30% (к 2010 г.) 2. Активизация деятельности молодежного актива с подростками по месту жительства: -увеличение численности несовершеннолетних, охваченных досуговой, спортивной и клубной деятельностью - 60% (к 2010 г.) 3. Организация отдыха и занятости подростков через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в многопрофильном передвижном летнем лагере: -увеличение количества несовершеннолетних с девиантным поведением, вовлеченных в активный, оздоровительный отдых - 40% (к 2010 г.) |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования "Город Майкоп" и непосредственные исполнители Программы несут ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделенных на ее выполнение финансовых средств, определяют формы и методы управления реализацией программы в целом. |
Содержание проблем и обоснование необходимости их решения
программным методом
Основой разработки Программы является анализ совершаемых несовершеннолетними подростками преступлений, общественно опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях.
Анализируя положение детей в нашем обществе, приходится констатировать, что растет число детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В России из 28 млн. детей - 6 млн. (практически каждый пятый) находятся в социально неблагополучных условиях.
Современные условия общественной жизни страны привели не только к деградации экономики, они способствовали и деградации семьи, снижению качества школьного и специально-профессионального образования. Социорегулятивные механизмы общества, представленные семьей и школой, в настоящее время функционируют со сбоями. Результатом этих сбоев оказывается молодой человек с комплексом внутренних психологических проблем, со стойким нарушением психики, которые приводят к формированию и фиксации отклоняющегося поведения - различных видов аддикций, первыми среди которых стоят алкоголизация и наркомания, антисоциального и асоциального поведения, склонность и стремление к совершению правонарушений.
За последние три года в муниципальном образовании "Город Майкоп" наблюдается тенденция роста количества неблагополучных семей, социального сиротства и детской безнадзорности, поэтому наблюдается рост числа неблагополучных семей, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (8 мес.) |
Количество родителей, рассмотренных на заседаниях КДНиЗП |
358 |
586 |
176 |
Количество семей, состоящих на учете в КДНиЗП |
59 |
61 |
71 |
Количество родителей, лишенных родительских прав |
56 |
67 |
27 8 предупред. 4 огранич. |
На территории города Майкопа проживает 30849 несовершеннолетних, из них:
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (8 мес.) |
Количество несовершеннолетних, рассмотренных на заседаниях КДНиЗП |
93 |
211 |
43 |
Количество несовершеннолетних, употребивших алкогольные напитки или пиво |
39 |
86 |
31 |
Количество несовершеннолетних, употребивших наркотические средства, психотропные и токсические вещества |
13 |
4 |
3 |
Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними |
77 |
75 |
61 |
Количество общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности |
73 |
90 |
28 |
Количество несовершеннолетних, направленных в специальные учебные заведения закрытого типа |
2 |
2 |
3 |
Удельный вес детской преступности в 2008 г. составил 6,1 % от общего числа раскрытых преступлений в городе, в 2009 г.- 5,5 %, в 2010 г. - 8,8%.
Во всех случаях у несовершеннолетних отмечается низкий уровень правосознания (непонимание личной ответственности перед законом, отсутствие правовой оценки своего поведения, неуважение к правам и достоинству другой личности и т.д.), низкая организация досуга.
Все выше перечисленные факты обуславливаются комплексом объективных и субъективных причин. Основными из них являются:
- кризис семьи, как института социализации личности;
- увеличение количества социально дезадаптированных несовершеннолетних;
- изменение нравственно-духовных ориентиров среди подрастающего поколения в сторону криминализации;
- ухудшение психологического климата в семье в условиях социально-экономической нестабильности;
- снижение участия и уклонение родителей от воспитательной функции;
- дезорганизация и деформация ценностных ориентаций среди подростков.
Обостряют проблему и низкая личная организованность и структурированность свободного времени граждан и несовершеннолетних; низкая посещаемость населением культурных мероприятий, развивающих духовно-нравственную сферу граждан; низкая правовая, педагогическая грамотность населения, алкоголизация населения, особенно в молодежной среде.
Все это свидетельствует, что одними административно-карательными мерами снизить уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних невозможно.
Таким образом, существует необходимость создания эффективной программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования "Город Майкоп". В решении данного вопроса должны участвовать все уровни власти и все организации, учреждения независимо от ведомственной подчиненности. Необходимо активное привлечение к данной проблеме общественности.
Цель программы:
повышение эффективности исполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования "Город Майкоп"
1. Подпрограмма "Оказание психологической помощи
учащимся (12 - 16 лет) с отклоняющимися формами поведения
в личностном самоопределении и профессиональной ориентации"
Проблемная ситуация (пояснительная записка)
Современные условия общественной жизни страны привели не только к деградации экономики, но и способствовали деградации семьи, снижению качества школьного и специально-профессионального образования. Социорегулятивные механизмы общества, представленные семьей и школой, в настоящее время функционируют со сбоями. Результатом этих сбоев оказывается молодой человек с комплексом внутренних психологических проблем, со стойкими нарушениями психики, которые приводят к формированию и фиксации отклоняющегося поведения - различных видов аддикций, первыми среди которых стоят алкоголизация и наркомания, антисоциального и асоциального поведения, склонность и стремление к совершению правонарушений.
Антидисциплинарное поведение учащихся свидетельствует о том, что эти поступки и действия являются начальным этапом в динамике девиантного поведения. Основной процент проявлений отклоняющегося поведения обычно приходится на 12-13 лет. Далее с возрастом, как правило, уменьшается вероятность дебюта поведенческих отклонений, но нарастает тяжесть уже имеющихся отклонений с переходом их в антиобщественные и противоправные действия. Неумение употребить все медико-психологические и педагогические меры для преодоления патологических стереотипов, обостряющихся в пубертатном периоде, определяет усиление глубины поведенческих отклонений. Установлено, что от первых проявлений девиантного поведения до момента постановки на учет в инспекции по делам несовершеннолетних проходит два-три года, и время для профилактической работы оказывается упущенным. Раннее выявление и правильная оценка отклоняющегося поведения, своевременно принятые меры медицинской, психологической и педагогической помощи являются реальной профилактикой правонарушений.
Рассматривая девиантное поведение как нарушение подростками социальных, культурных и правовых норм, необходимо помнить, что зачастую эти нарушения обусловлены отклонениями от норм психического здоровья, подразумевающими наличие явной или скрытой психопатологии. Известно, например, что среди психически здоровых подростков преступность примерно в два раза ниже, чем среди олигофренов, и в пятнадцать раз ниже, чем у психопатов (Емельянов, 1980). Вместе с тем, не всегда легко распознать юношескую психопатологию ввиду того, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным подросткам, что в особенности касается акцентуаций характера.
Взаимосвязь между отклоняющимся поведением, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией, с другой, неоднозначна и зависит от многих факторов. То же самое можно сказать и о семейных условиях. Неправомерность усреднения медико-психологических данных о семьях с качественно различными социально-демографическими характеристиками в настоящее время не вызывает сомнений (Миньковский, 1982). Исследования В.Д. Ермакова свидетельствуют о том, что криминогенные и неполные семьи дают не более 30-40% преступности (Ермаков, 1987).
Социальные факторы, такие как школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы также способствуют формированию отклоняющегося поведения.
Построение жизненных перспектив, связанных с личностным самоопределением и будущей трудовой деятельностью у подростков, бывают сопряжены с определенными трудностями, обусловленными, главным образом, отсутствием жизненного опыта. Особенно это относится к учащимся с отклоняющимися формами поведения. Необходимость оказания помощи таким подросткам в личностном самоопределении и в выборе своего будущего трудового пути не вызывает сомнений. В соответствии с вышеизложенным, разработана рабочая программа, включающая в себя мероприятия по психологической коррекции, реабилитации и профилактике отклоняющихся форм поведения, а также оказания помощи учащимся "группы риска" в решении вопросов, связанных с личностным самоопределением и профессиональной ориентацией.
Цели подпрограммы:
1. Повышение эффективности профилактики безнадзорности, аддиктивности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Повышение профессионального уровня педагогического и психологического корпуса города по работе с детьми этой категории.
Задачи подпрограммы:
Организация и проведение психодиагностических исследований учащихся с отклоняющимися формами поведения, направленных на оценку их индивидуально-личностных характеристик, связанных с особенностями поведения.
Осуществление коррекции, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимися формами поведения.
Обеспечение социального и психологического сопровождения подростков с отклоняющимися формами поведения.
Организация и осуществление работы по обеспечению психологического сопровождения родителей учащихся с отклоняющимися формами поведения.
Организация и проведение психодиагностических исследований учащихся, направленных на оценку их индивидуально-личностных особенностей, отражающих их интересы и способности к определенным видам профессиональной деятельности, проведение цикла мероприятий, направленных на развитие и укрепление способностей, навыков и умений, связанных с их предпосылками к определенным видам профессиональной и творческой деятельности.
Организация и проведение регулярных мероприятий по повышению профессионального уровня специалистов психолого-педагогического направления, занимающихся вопросами, связанными с отклоняющимися формами поведения учащихся.
Концептуальные основания подпрограммы
(психолого-педагогические аспекты)
Говоря о нарушениях поведения, мы сталкиваемся с различными формами его проявления.
Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; проступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Аддиктивное поведение - "злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и невходящие в список наркотиков и входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической зависимости. Эта форма поведения является разновидностью девиантного поведения.
Делинквентное поведение - стойкая вторичная девиация, проявляющаяся в нарушении закона, совершении преступления.
Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время в современном обществе отмечается пристальное внимание к семье со стороны социальных институтов. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, минимализация воспитательного потенциала семьи, изменение системы ценностей, усложнение эмоционального, духовного мира современного человека. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации - ребенок. Это обуславливает специфическое протекание семейной социализации,
С другой стороны, неуклонно растет число неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, малообеспеченных), которые, как известно, не выполняют свои воспитательные функции. Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т. д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным нарушениям социального и личностного развития, крайним вариантом которого в подростковом возрасте является девиантная виктимность.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335 в раздел "Методы реализации" подпрограммы "Оказание психологической помощи учащимся (12 - 16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и профессиональной ориентации" настоящей Программы внесены изменения
Методы реализации:
Подпрограмма "Оказание психологической помощи учащимся (12 - 16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и их профессиональной ориентации" включает в себя следующие направления:
1. Комплексно-профилактическое;
2. Диагностическое;
3. Реабилитационно-коррекционное;
4. Профориентационное;
5. Просветительское.
Комплексно-профилактическое направление
Важнейшим условием профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является раннее выявление причин отклоняющегося поведения, их диагностика и своевременная коррекция. С целью выявления этих причин среди учащихся подросткового возраста в школах города проводится диагностика употребления психоактивных веществ.
Учащиеся группы "группы риска" проходят в МОУ ЦДК комплексное социально-психологическое исследование личности. Обследование учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- социально-демографическое направление (осуществляется сбор данных, отражающих социально-демографические характеристики: полная - неполная семья, уровень материального благосостояния, условия проживания и т.п.);
- диагностическое направление (диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы);
- консультационное направление (проводятся консультации с родителями и педагогами по вопросам, отражающим различные аспекты поведенческих механизмов детей, с учетом их определенных состояний и особенностей);
- коррекционное направление (проводится групповая психотерапевтическая работа с детьми и их микросоциумом);
- оценочное направление (проведение мониторинга ситуации, связанной с социальной дезадаптацией среди учащихся образовательных учреждений города).
Диагностическое направление
В данном направлении проводится работа с подростками с уже сложившейся девиацией в поведении (систематические пропуски уроков, уходы из дома, бродяжничество, употребление спиртных напитков и т.д.), а также с детьми со стойкой педагогической запущенностью.
Все мероприятия данного направления осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики девиации.
Сбор первичных данных осуществляется совместно сотрудниками МОУ ЦДК, КДНиЗП, отделением по делам несовершеннолетних ОВД по г. Майкопу, что гарантирует более полное выявление подростков с отклоняющимся поведением, способствует более быстрому реагированию и своевременной коррекции.
Проводится индивидуальная диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы подростков, а также индивидуальная диагностика родителей подростков, находящихся на учете в КДНиЗП.
Работа с родителями ведется по специально разработанной программе "Ступени", задачами которой является создание реабилитационного пространства для социализации и интеграции в общество семей и детей "группы риска".
Реабилитационно-коррекционное направление
В работе данного направления особое внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы девиантных подростков, коррекции межличностных и семейных отношений, социализации, формированию познавательной активности, системы ценностных ориентаций и целеполаганию. Также предполагается проведение обучения учащихся приемам саморегуляции и здоровьесбережения, снижению агрессивности и фрустрированности.
В качестве основных технологий, в данной работе используются следующие методы и приемы:
- когнитивная психотерапия;
- позитивная психотерапия;
- нейро-лингвистическое программирование;
- гештальт-терапия;
- телесно-ориентированная терапия;
- арттерапия;
- метод нормативного подхода;
- метод Хакоми;
- суггестивная психотерапия.
Профориентационное направление
Данное направление включает в себя исследование профессиональной направленности подростков, их интересов и способностей для оказания помощи в выборе будущей профессии.
Проводятся мероприятия по формированию профессионально ориентированной трудовой мотивации. Используемые методики данного направления:
- диагностика профессиональной направленности подростков;
- выявление сферы интересов подростков;
- упражнения для формирования и развития навыков и умений;
- упражнения на развитие творческих способностей;
- предоставление информации об основных типах и классификациях профессий;
- разработка индивидуальных рекомендаций по профессиональному самоопределению.
Просветительское направление
С целью повышения уровня компетентности в вопросах воспитания, для родителей подростков, находящихся на учете в КДНиЗП, проводится цикл образовательных занятий и тренингов.
Данные занятия включают в себя изучение следующих вопросов:
- стили семейного воспитания;
- психологические особенности подросткового возраста;
- основные права и обязанности детей и родителей;
- пути и методы оптимизации детско-родительских отношений;
- профилактика употребления ПАВ, ухода подростков из дома.
Также предусматривается проведение лекций и семинарских занятий среди социальных педагогов и педагогов-психологов образовательных учреждений города, на которых освещаются вопросы психологического и социально-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением.
Проведение лекций по социальной адаптации подростков предусматривается на родительских собраниях, на методических объединениях педагогов-предметников.
Выбор и обоснование методов решения поставленных задач
Определение профессиональных интересов учащихся и их представлений о своем будущем, связанные с представлениями о будущей трудовой деятельности, осуществляется на основании психодиагностических методик (тесты Климова, Холанда, анкета интересов и др.). Кроме того, дополнительно разработана специальная анкета, включающая в себя вопросы, ответы на которые дадут более полное описание представлений у учащихся о своем будущем. Уточнение и коррекция данных представлений осуществляется на основе собеседования, проводимого в виде структурированного интервью.
Таким образом, для получения объективной и полной информации о профессиональных интересах учащихся и их представлениях о своем будущем наряду с тестовыми методиками проводится анкетирование и собеседование.
Среди мотивов, связанных с выбором будущей профессии и с представлением о своем будущем, есть не только мотивы, определяемые лишь профессиональными интересами. Большое влияние на выбор учащегося могут оказывать значимые близкие - родители, друзья, родственники и др. Таким образом, интерес к той или иной профессии у молодого человека может быть обусловлен самыми разными мотивами. Для того чтобы определить эти истинные мотивы, разработан дополнительный инструментарий, с помощью которого может быть сделано заключение об этих мотивах, определяющих профессиональные интересы учащегося.
Определение причин отсутствия представлений о своем будущем и будущем профессиональном статусе у учащихся (а также причин, отражающих неадекватные представления) осуществляется на основе беседы с учащимся, в ходе которой оценивается уровень его компетентности о той или иной профессии, степень социализации, уровень культурного и общего развития, а также на основе тестовых методик будет определятся его самооценка и система ценностных ориентаций.
Оценка индивидуально-личностных особенностей учащихся, отражающих не только их интересы, но и способности к определенным видам профессиональной деятельности, осуществляется с помощью процедуры профессиональной психодиагностики с использованием специальных тестовых методик. (Оценка структуры темперамента, черт характера, коммуникабельности, определенных способностей, навыков и умений и др.).
Оценка индивидуально-личностных особенностей учащихся, связанных с особенностями поведения, проводится на основании результатов психодиагностики по оценке характеристик, связанных с различными формами отклоняющегося поведения. (Оценка уровня агрессивности, поведения в конфликтных ситуациях, склонности к риску, склонности к асоциальному поведению и др.).
С учетом данных, по результатам психодиагностического обследования, среди учащихся проводится цикл мероприятий, направленных на развитие и укрепление способностей, навыков и умений, связанных с их предпосылками к определенным видами профессиональной и творческой деятельности. С этой целью разработана методика, включающая в себя оценку психофизиологических характеристик (время реакции, "оптимальный темп", "индивидуальная минута", пространственная ориентация и др.), а также общие интеллектуальные и узкопрофессиональные тесты, задания, игры и пр., с помощью которых можно развивать и формировать определенные навыки и умения, укреплять интересы и т.д.
Для формирования, развития и укрепления интересов, связанных с различными видами профессиональной деятельности, с учащимися проводится цикл специальных мероприятий (встречи, беседы, тренинги и др.).
Также проводится ряд мероприятий (встречи, беседы, лекции, семинары и пр.), направленных на развитие и формирование представлений о необходимости просоциального поведения (здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек и негативного потребления, развитие личностных качеств, таких как честность, ответственность и др.) как одного из основных факторов успеха в профессиональной деятельности и в личностном самоопределении.
Оценка степени соответствия профессиональных ориентаций учащихся к их фактической реализации осуществляется на основе полученной информации о статусе выпускника.
Определение причин расхождения в профессиональной ориентации и в реальном выборе профессии осуществляется на основании анализа информации, отражающей степень соответствия выбора учащегося его фактической реализации, в контексте его индивидуально-личностных психологических особенностей и внешних социально-экономических факторов.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335 в раздел "Перечень программных мероприятий" подпрограммы "Оказание психологической помощи учащимся (12 - 16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и профессиональной ориентации" настоящей Программы внесены изменения
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки проведения |
Организаторы |
Финансовые затраты (2011 г.) (тыс.руб.) |
Финансовые затраты (2012 г.) (тыс.руб.) |
Финансовые затраты (2013 г.) (тыс. руб.) |
Финансовые затраты (2014 г.) (тыс. руб.) |
Итого (тыс. руб.) |
1. |
Формирование и установка программного комплекса "Банк данных несовершеннолетних "группы особого внимания" |
в течение года |
КДНиЗП |
300,0 |
- |
- |
- |
300,0 |
2. |
Приобретение и установка мебели и оборудования для кабинета психоэмоциональной разгрузки |
в течение года |
MОУ "ЦДК" |
- |
1149,4 |
- |
- |
1149,4 |
3. |
Приобретение аксессуаров для тренинговых занятий |
в течение года |
MОУ "ЦДК" |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
- |
45,0 |
4. |
Приобретение и установка лицензионного программного обеспечения |
в течение года |
MОУ "ЦДК" |
298,5 |
- |
8,0 |
- |
306,5 |
5. |
Приобретение пакета диагностических методик (Программа - психометрик "Эксперт", включающая в себя пакет психодиагностических методик для оценки разных психических состояний) |
в течение года |
MОУ "ЦДК" |
- |
100,0 |
- |
- |
100,0 |
|
Итого: |
|
|
613,5 |
1264,4 |
23,0 |
- |
1900,9 |
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 4 сентября 2013 г. N 667 в подпрограмму "Многопрофильный передвижной летний лагерь" настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
2. Подпрограмма "Многопрофильный передвижной летний лагерь"
Цель подпрограммы:
укрепление духовного и физического здоровья подростков.
Задачи подпрограммы:
- вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
- эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.
Принимая во внимание, что дети и молодежь, будущее поколение муниципального образования "Город Майкоп" в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду, возникает необходимость в организации свободного времени подростков.
Подпрограмма предусмотрена для подростков 12-18 лет, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подростков "группы риска", склонных к совершению противоправных действий. Срок действия данной подпрограммы: 7 дней по 3 раза в каждый из летних месяцев. Количественный состав каждой группы - 20 человек: 15 подростков и 5 взрослых (руководитель, 1 инструктор и помощники инструктора). (Общий охват детей вышеуказанной категории за летний период времени - 135 человек).
В работе многопрофильного передвижного лагеря предполагается организация познавательно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся в суровых условиях природной "арены".
Методы реализации:
Подпрограмма отдыха детей разделена на 2 взаимодополняющих друг друга направления:
1-ое направление: туристско-экскурсионная деятельность, целью которой является:
- обучение подростков стереотипам поведения в условиях природной среды и коллектива, начальным навыкам и основам туризма, автономного выживания в горах, самостоятельности и инициативе;
- развитие в юных гражданах Майкопа основ физической культуры и гармонии с природой;
- привитие молодым людям любви к природе, формирование личных и общественных отношений к природной среде, коллективу;
- психологическая реабилитация детей.
1-ый день. Решение организационных вопросов: получение снаряжения. Отъезд из г. Майкопа на поляну "Партизанская" (14 км от п. Гузерипль), переход к месту ночевки - Армянский приют: акклиматизация, тренировки, инструктажи, подготовка к пешеходному переходу.
2-ой день. Переход - Армянский приют - перевал Гузерипльский, перевал Армянский - приют "Фишт" (15 км).
3-ий день. Дневка на приюте "Фишт". Выход на Малый ледник горы "Фишт" - 2857 м (8 км).
4-ый день. Дневка на приюте "Фишт". Выход на Фишт-Оштеновский перевал - 2100 м (8 км).
5-ый день. Переход: приют "Фишт" - пер. Белореченский - пер. Черкесский - пер. Чугурсан - приют "Водопадный" (22 км).
6-ой день. Переход: приют "Водопадный - пер. Майкопский - озеро Псенодах - река Цице (14 км).
7-ой день. Переход: река Цице - плато Лагонаки - пер. Абадзеш - КПП Лагонаки (16 км).
Отъезд в г. Майкоп, сдача снаряжения.
2-ое направление подпрограммы представляет сочетание разнообразных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и туристических эстафет.
Весь процесс делится на блоки:
Образовательный:
1. Путь к общению;
2. Правила туриста;
3. Подготовка и проведение военно-патриотической игры "Победа".
Оздоровительно-досуговый:
Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Общественно полезная работа:
Воспитание в подростках доброты и порядочности как основополагающих нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, умения ценить и уважать труд.
Психологический:
Мероприятия по повышению воспитательного эффекта подпрограммы и развитию коммуникативных способностей среди несовершеннолетних.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 21 апреля 2011 г. N 242 в раздел Перечень мероприятий подпрограммы "Многопрофильный передвижной летний лагерь" настоящей Программы внесены изменения
Перечень мероприятий
3. Подпрограмма "Дружный двор"
Цель подпрограммы:
возрождение двора как объединяющего центра, в частности, сплочение детского коллектива двора.
Задачи подпрограммы:
проведение работы по организации свободного времени подростков, не охваченных какой-либо деятельностью, способствующей развитию коммуникации несовершеннолетних;
применение игровых форм по наполнению совместного досуга и отдыха в пространстве двора;
формирование у детей и подростков отношения к своему двору, как к своей территории с дальнейшим переходом к представлениям двора как части Родины.
Содержание и механизм реализации:
На семи дворовых площадках муниципального образования "Город Майкоп" психологи и социальные работники проводят работу по проведению индивидуальной работы с семьями по направлению детей для участия в мероприятиях подпрограммы "Дружный двор". Воспитатели и тренеры организовывают работу по проведению мероприятии по благоустройству дворовых территории с целью формирования дружеских взаимоотношений и благоприятной атмосферы во дворах. Далее организаторы проводят на территории дворов досуговые, спортивные мероприятия, коллективные игры, турниры, способствующие развитию межвозрастной коммуникации подростков.
Основной ориентир - организация во дворах города неких объединений детей и взрослых на основе совместного проведения досуга.
Отстаивание чести своего двора в состязаниях и играх дает возможность привести подростков к понятию своей территории, причастности к ней. Взрослые привлекаются к участию в проекте за счет постановки проблем воспитания и поддержки детей и подростков.
Первый этап проекта предполагает организацию обучения воспитателей и тренеров методам работы на улице с подростками, в том числе из "группы риска".
На втором этапе предполагается работа по выявлению территорий города с повышенными негативными проявлениями в подростковой среде, проведению в них мониторинга занятости учащихся в свободное от учебной деятельности время и изучение социального запроса подростков на его организацию.
На третьем этапе проводится работа по проведению мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
На четвертом этапе предполагается проведение сюжетно-ролевых игр, культурно-массовых мероприятий, спортивных турниров и состязаний, встреч непосредственно на дворовых площадках. Четыре раза в неделю на территории каждой дворовой площадки происходят игры или турниры, или тематические встречи без пересечения по времени с деятельностью других дворовых площадок. Один раз в месяц - проведение состязаний между дворовыми площадками города.
На пятом этапе предполагается анализ результатов по проведенным этапам и составление рекомендаций по дальнейшему развитию подпрограммы.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335 в раздел "Учебный блок подпрограммы" подпрограммы "Дружный двор" настоящей Программы внесены изменения
Учебный блок подпрограммы
Основной ориентир учебного блока направлен на получение специальных знаний в области организации сюжетно-ролевых, культурно-массовых и спортивных мероприятий различного характера, а также на практическое закрепление полученных навыков. Основными формами работы в процессе занятий являются: лекции, дискуссии, семинары, обучающие упражнения, демонстративные игровые упражнения, мозговой штурм, рефлексия, теоретические беседы и т.п. После окончания теоретической части следует обязательная практическая отработка полученных знаний. По окончании образовательного курса следует итоговое зачетное занятие, распределение по группам, командам и полноценная самостоятельная организация культурно-массовых или спортивных мероприятий во дворах во главе с взрослым координатором - тренером или воспитателем.
Занятия проводят социальные педагоги, психологи, практикующие в области работы с подростками и молодежью, закрепленные за дворовой площадкой тренеры и воспитатели.
Управление процессом реализации подпрограммы "Дружный двор" осуществляется директором МКУ "Молодежный координационный центр". Рабочая группа (представители учреждений системы профилактики) рассматривает и анализирует текущие результаты деятельности, проводит исследование дворов, участвующих в процессе реализации подпрограммы, и составляет рекомендации по дальнейшему его развитию.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335 в раздел "Перечень мероприятий" подпрограммы "Дружный двор" настоящей Программы внесены изменения
Перечень мероприятий
N п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки проведения |
Организаторы |
Финансовые затраты (2011 г.) (тыс. руб.) |
Финансовые затраты (2012 г.) (тыс. руб.) |
Финансовые затраты (2013 г.) (тыс.руб.) |
Финансовые затраты (2014 г.) (тыс. руб.) |
Итого (тыс. руб.) |
1. |
Мероприятия по организации спортивной и досуговой деятельности несовершеннолетних на дворовых площадках |
в течение года |
МКУ "МКЦ" |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Проведение мониторинга занятости учащихся во внеучебное время и изучение социального запроса на его организацию |
в течение года |
МОУ "ЦДК" |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Создание фонда спортивного и игрового инвентаря |
в течение года |
МКУ "МКЦ" |
60,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
160,0 |
|
Итого: |
|
|
60,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
160,0 |
Обоснование ресурсного обеспечения долгосрочной программы
N п/п |
Наименование подпрограммы |
Источники финансирования |
Объем финансирования (всего в тыс. руб.) |
В том числе по годам |
|||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
||||
1. |
Оказание психологической помощи учащимся (12-16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и профессиональной ориентации |
муниципальный бюджет |
1900,9 |
613,5 |
1264,4 |
23,0 |
|
2. |
"Многопрофильный передвижной летний лагерь" |
муниципальный бюджет |
2869,0 |
931,0 |
622,0 |
655,0 |
661,0 |
3. |
"Дружный двор" |
муниципальный бюджет |
160,0 |
60,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
|
Итого |
|
4929,9 |
1604,5 |
1916,4 |
713,0 |
696,0 |
Указанное распределение носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов города Майкопа.
Система организации контроля за исполнением
долгосрочной целевой программы
1. Муниципальным заказчиком Программы является Администрация муниципального образования "Город Майкоп". Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Глава МО "Город Майкоп" и Совет народных депутатов МО "Город Майкоп".
Для осуществления контроля и проведения мониторинга реализации Программы непосредственные исполнители программы предоставляют:
- в Комитет по экономике ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации программных мероприятий, а также о финансировании и освоении средств, выделяемых на реализацию Программы;
- в Комитет по экономике и Финансовое управление в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования отчет о реализации долгосрочной целевой программы в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
2. Разработчиком и координатором Программы является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования "Город Майкоп", осуществляющая координацию хода исполнения Программы.
Координатор Программы:
- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
- обеспечивает эффективное использование выделенных на реализацию Программы средств;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- вносит предложения в органы муниципальной власти по корректировке Программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня и финансирования программных мероприятий;
- организует мониторинг результатов реализации программных мероприятий.
3. Материалы о ходе реализации и итогах реализации Программы освещаются на сессиях Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" и публикуются в СМИ.
Оценка эффективности реализации долгосрочной
целевой программы
N п/п |
Наименование показателей эффективности |
Значения показателя эффективности |
Источник получения информации |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за период реализации Программы |
|
||
1. |
Повышение эффективности профилактики безнадзорности, аддиктивности и правонарушений несовершеннолетних: -уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних (к 2010 г.) |
5% |
5% |
10% |
10% |
30% |
Стат. данные ОВД по г. Майкопу |
2. |
Активизация деятельности молодежного актива с подростками по месту жительства: - увеличение численности несовершеннолетних, охваченных досуговой, спортивной и клубной деятельностью (к 2010 г.) |
10% |
15% |
15% |
20% |
60% |
Итоговый мониторинг мероприятий, социологический опрос |
3. |
Организация отдыха и занятости подростков через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в многопрофильном передвижном лагере: - увеличение количества несовершеннолетних с девиантным поведением, вовлеченных в активный, оздоровительный отдых (к 2010 г.) |
10% |
10% |
10% |
10% |
40% |
Данные Комитета по физической культуре и спорту |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена долгосрочная целевая Программа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью которой является повышение эффективности исполнения законодательства РФ по обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории МО "Город Майкоп".
Изложены содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами, задачи и сроки реализации Программы.
Определен общий объем финансирования Программы - 4 929,9 тыс. руб., в том числе: в 2011 году - 1 604,5 тыс. руб.; в 2012 году - 1 916,4 тыс. руб.; в 2013 году - 713, 0 тыс. руб.; в 2014 году - 696,0 тыс. руб.
Программа включает в себя три Подпрограммы: "Оказание психологической помощи учащимся (12 - 16 лет) с отклоняющимися формами поведения в личностном самоопределении и профессиональной ориентации", "Многопрофильный передвижной летний лагерь", "Дружный двор".
В Подпрограммах определены цели, задачи, методы реализации и перечень мероприятий.
В рамках реализации программы предполагается:
- повысить эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- активизировать деятельность молодежного актива с подростками;
- организовать отдых и занятость подростков через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в многопрофильном передвижном лагере.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 14 сентября 2010 г. N 661 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 - 2014 гг.)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Майкопские новости" от 18 сентября 2010 г. N 199
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 27 декабря 2013 г. N 971 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 4 сентября 2013 г. N 667
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления , распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 12 мая 2012 г. N 335
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 29 сентября 2011 г. N 633
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 17 августа 2011 г. N 523
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 21 апреля 2011 г. N 242