Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Курочкиной О.А., Лагуновой О.Ю., при секретаре (помощнике) Теребун Е.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков МВД России, ГУ МВД России по г. Москве по доверенности фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 26 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ГУ МВД России по городу Москве, МВД России о признании незаконным снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты, обязании произвести единовременную социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по г.Москве от 16 октября 2020 года, изложенное в протоколе N 13-1, утвержденное 19 октября 202 года в части снятия фио с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить фио в составе семьи из четырех человек на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В удовлетворении остальной части требований отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчикам ГУ МВД России по г.Москве, МВД России о признании незаконным снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты, обязании произвести единовременную социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма
Требования мотивированы тем, что с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 2017 года она проходила службу в органах внутренних дел, где на момент увольнения занимала должность помощника начальника СУ УВД по адрес ГУ МВД России по г.Москве, имела специальной звание полковник юстиции. Решением комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 07 ноября 2012 года она в составе семьи из 4-х человек (супруг, сын, дочь) была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 16 октября 2020 года она была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения. Полагая данное решение незаконным, истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец фиоА, и ее представитель по ордеру адвокат фио, в судебное заседание первой инстанции явились, просили исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что снятие фио с учета для получения единовременной социальной выплаты является незаконным, поскольку при оценке ее обеспеченности общей площадью жилого помещения не подлежала учету площадь дома, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, владение 17, стр. 1.
Представитель ответчиков по доверенности фио, в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом первой инстанцией постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав позицию истца и ее представителя по ордеру адвоката фио, представителя ответчиков ГУ МВД России по г. Москве, МВД России по доверенностям фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
При этом судом установлено, что истец с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 2017 года проходила службу в органах внутренних дел, где на момент увольнения занимала должность помощника начальника СУ УВД по адрес ГУ МВД России по г.Москве, имела специальной звание полковник юстиции. Является получателем пенсии по адрес.
Решением комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 07 ноября 2012 года она в составе семьи из 4-х человек (супруг, сын, дочь) была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом, к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 23 октября 2012 года истцом, в том числе была приложена выписка из ЕГРН от 24 сентября 2012 года, согласно которой супругу истца фио принадлежит на праве собственности с 18 августа 2010 года дом, площадью 60 кв.м, расположенный по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17. Площадь указанного объекта недвижимого имущества комиссией при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты учтена не была, обеспеченность истца и ее семьи общей площадью жилого помещения оценивалась с учетом площади квартиры (44, 9 кв.м.), расположенной по адресу: адрес, которая принадлежит истцу, супругу истца, дочери истца по 1/3 доли в праве собственности.
Решением комиссии от 16 октября 2020 года, оформленным протоколом N 13-1, утвержденным 19 октября 2020 года, истец в составе семьи из четырех человек был снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. "б" п. 19 и п. 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв.м. (72 - 60 (площадь дома) - 44, 9 (площадь квартиры)).
Обращаясь в суд с настоящим иском, фио указывает на то, что площадь дома, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17, не подлежала учету при оценке их обеспеченности общей площадью жилого помещения, поскольку является нежилым.
Из представленной копии учетного дела следует, что с 17 ноября 2005 года истец, супруг истца - фио, дочь истца - фио являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: адрес, по 1/3 доли в праве собственности.
Супруг истца фио с 18 августа 2010 года является собственником дома, площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17.
Иных объектов недвижимого имущества истец и члены ее семьи не имеют.
Из представленной в материалы дела копии технического паспорта здания от 10 сентября 2010 года, составленного ГУП МО "Московское областное Бюро Технической Инвентаризации" Ленинский филиал следует, что дом, расположенный по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17, имеет наименование - жилое строение, назначение - нежилое, изложенная в техническом паспорте характеристика объекта недвижимого имущества, также содержится в кадастровом паспорте здания, составленного 05 апреля 2011 года ГУП МО "Московское областное Бюро Технической Инвентаризации" Ленинский филиал.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости - это выписка из кадастра недвижимости, в которой отражались уникальные характеристики объекта, а также иные сведения (ч. 4 ст. 14 ранее действовавшей редакции Закона о кадастре недвижимости).
Согласно выписки из ЕГРН от 18 августа 2010 года в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17, участок имеет вид разрешенного использования - для ведения садоводства.
Возражая относительно удовлетворения, заявленных требований представитель ответчиков ссылался на то, что площадь дома, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17, подлежала учету при оценке обеспеченности истца и ее семьи общей площадью жилого помещения, поскольку в выписках из ЕГРЮЛ назначение указанного объекта недвижимого имущества отражено, как жилое.
В соответствии с п. 8 Правил при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего в период с момента приобретения супругом истца земельного участка с домом до 01 января 2019 года, в связи с вступлением в силу ФЗ N 217-ФЗ от 29.07.2017, дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако, при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Таким образом, строение в садовом товариществе, должно отвечать ряду условий: располагаться на садовом земельном участке и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым строениям, быть пригодным для постоянного проживания.
В силу ч. 1 ст. 15 адрес кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 адрес кодекса РФ).
Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
При этом, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в соответствии с ч. 3 ст. 15 адрес кодекса РФ устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (ч. 3, 4 ст. 15 адрес кодекса РФ).
Порядок признания жилых помещений пригодными либо непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Разделом VI Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, садового дома жилым и жилого дома садовым домом", регламентирован Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которым предусмотрено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения уполномоченного органа; для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 23 N 217-ФЗ, садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. N 1653 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 дополнено разделом N 6 следующего содержания: "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", п. 55 которого предусмотрено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). Согласно п. 56, для признания садового дома жилого домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг перечень документов, перечисленный в данном пункте Постановления.
Таким образом, названными нормативными правовыми актами утвержден порядок признания садового дома жилым домом, и определено, что решение о признании садового дома жилым домом либо об отказе в таком признании принимает орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен дом.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что решение о признании садового дома расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17 жилым домом по форме, утвержденной Постановлением N 47, при рассмотрении дела представлено не было.
Кроме того, согласно пунктам 9 и 10 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2019 года, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь приведенными нормами права, дав оценку доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при принятии решения о снятии истца в составе семьи из 4-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты, в связи с их обеспеченность общей площадью жилого помещения, комиссия ГУ МВД России по г.Москве не вправе была производить оценку обеспеченности истца и членов ее семьи общей площадью жилого помещения с учетом площади садового дома, расположенного по адресу: адрес, адрес Рассвет, уч. 17, поскольку данное строение жилым не является, что следует из технической документации в отношении здания.
При таких обстоятельствах, оценка обеспеченности истца в составе семьи из 4-х человек общей площадью жилого помещения по мнению суда должна была производиться лишь с учетом площади квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 44, 9 кв.м.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд полагал, что решение комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 16 октября 2020 года, изложенное в протоколе N 13-1, утверждённое 19 октября 2020 года, в части снятия истца в составе семьи из 4-х человек, с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты, являлось неправомерным, поскольку обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи истца составляет менее 15 кв.м, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении требования истца о признании незаконным снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты.
Оснований для удовлетворения требования истца об обязании произвести единовременную социальную выплату, суд не усмотрел, поскольку в соответствии с п. 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (абзац 1). Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет (абзац 3), однако, при рассмотрении дела не было установлено, что пришла очередь истца на получение единовременной выплаты.
Суд первой инстанции также отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку истец не представил доказательств, подтверждающих факт претерпевания им каких-либо нравственных и физических страданий, доказательств вины ответчика в причинении морального вреда, противоправности действий (бездействия) ответчика, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и якобы причиненным моральным вредом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, являлись предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.