Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "СМП Банк" ФИО на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021 г., которым АО "СМП Банк" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб., УСТАНОВИЛ:
25 марта 2021 г. консультантом инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия ФИО в отношении АО "СМП Банк" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник АО "СМП Банк" ФИО обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что вина АО "СМП БАНК" в правонарушении отсутствует, субъектом вмененного административного правонарушения АО "СМП БАНК" не является, поскольку ответственной за исполнение предписания является должностное лицо Банка - руководитель направления по управлению недвижимостью Управления недвижимым имуществом Административно-организационного Департамента Банка ФИО.
Защитник АО "СМП БАНК" ФИО в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям. Также просил снизить размер назначенного административного штрафа с учетом того, что возможность выполнения предписания, а именно проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не утрачена, в связи с чем вредные последствия административного правонарушения не наступили.
Представитель Мосгорнаследия ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника АО "СМП БАНК" ФИО, представителя Мосгорнаследия ФИО, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что
расположенное по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 71, строение 4, здание является объектом культурного наследия "Жилой дом с палатами, XVIII - XI Х вв.". Здание принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия приказом Председателя комитета по культурному наследию В.А. Шевчуком от 5 мая 2009 г. N 164.
Указанное здание находится в собственности у АО "СМП Банк" с 21 октября 2015 г.
Мосгонаследием в адрес АО "СМП Банк" направлено предписание от 28 декабря 2017 г. N ПР-АТС-565/2017, которое вручено АО "СМП Банк" 18 января 2018.
Пунктом 1 данного предписания на АО "СМП Банк" возложена обязанность в срок до 01 февраля 2021 г, с учетом срока продления исполнения предписания, выполнить работы по сохранению живописи Объекта по согласованному Департаментом проекту.
Однако, требования предписания АО "СМП Банк" в установленный срок не исполнено.
Действия АО "СМП БАНК" квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина АО "СМП Банк" подтверждаются материалами дела, а именно: предписанием Мосгонаследия от 28 декабря 2017 г..N ПР-АТС-565/2017, которым Акционерному Обществу "СМП Банк" предписано в срок до 1 октября 2020 г..в установленном порядке обеспечить выполнение п. 1 предписания Мосгорнаследия от 28 декабря 2017 г..N ПР-АТС-565/2017 и п. 1 раздела 5 акта технического состояния объекта от 27 сентября 2017 N ДКН-16-44-944/7, в соответствии с которыми Акционерному Обществу "СМП Банк" предписано провести работы по сохранению живописи Объекта по согласованному Департаментом проекту; актом технического состояния объекта от 27 сентября 2017 N ДКН-16-44-944/7; фото-материалами; отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 1078619013890, в соответствии с которым предписание Мосгорнаследия от 28 декабря 2017 г..N ПР-АТС-565/2017 и акт технического состояния объекта от 27 сентября 2017 N ДКН-16-44-944/7 получены адресатом АО "СМП Банк" 18.01.2018 г ; письмом АО "СМП Банк" о предоставлении возможности продления срока выполнения предписания; уведомлением Мосгорнаследия от 23 сентября 2020 г..N ДКН-16-44-5689/20 о продлении срока исполнения предписания до 1 февраля 2021 г..; отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10178651651064, в соответствии с которым уведомление Мосгорнаследия от 23 сентября 2020 г..N ДКН-16-44-5689/20 о продлении срока исполнения предписания получено адресатом АО "СМП Банк" 30.09.2020 г ; заданием Мосгонаследия на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 05 марта 2021 г..N 218/2021и; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в
границах территории объекта культурного наследия от 19 марта 2021 г..N 218/2021и; письменным сообщением начальника Управления выдачи разрешений на поведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 23.03.2021 г..о том, что в период с 1 сентября 2017 г..по настоящее время разрешения на проведение работ по сохранению Объекта, а так же приемки выполненных работ по сохранению Объекта Управлением не оформлялись; выписками из ЕГРЮЛ и ЕГРН; приказом Председателя комитета по культурному наследию В.А. Шевчука от 5 мая 2009 г..N 164 об утверждении решения протокола N 1/37 от 19 февраля 2009 г..заседания секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" Историко-культурного экспертного совета; протоколом заседания секции N 1 Историко-культурного экспертного совета "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" N 1/37 от 19 февраля 2009 г..; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения и иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях АО "СМП БАНК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения АО "СМП Банк" в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от АО "СМП Банк" не поступало.
Исходя из диспозиции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следует, что вышеуказанное предписание вынесено уполномоченным должностным лицом - советником отдела N 3 Управления территориального контроля Мосгорнаследия в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
В связи с этим изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта постановленного в отношении АО "СМП Банк" о привлечении к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в силу требований ст. 10, 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" АО "СМП Банк", являясь владельцем вышеуказанного объекта культурного наследия, обязано в установленный предписанием срок исполнить содержащиеся в нем требования.
Как установлено, что 28 декабря 2017 г. Мосгорнаследие вынесло в отношении АО "СМП Банк" предписание N ПР-АТС-565/2017, п унктом 1 которого на АО "СМП Банк", с учетом продления срока исполнения, возложена обязанность в срок до 01 февраля 2021 г, провести работы по сохранению живописи Объекта по согласованному Департаментом проекту.
Предписанием АО "СМП Банк" разъяснено, что случае невозможности его исполнения по независящим от учреждения причинам, учреждение вправе не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока его исполнения.
Вместе с тем, АО "СМП Банк" с таким заявлением о продлении срока исполнения предписания в Мосгорнаследие в установленный срок не обратилось.
При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) АО "СМП Банк".
Действия АО "СМП Банк" правильно квалифицированы судьей по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности АО "СМП БАНК" в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено судьей АО "СМП Банк" в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Оснований для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания не имеется. Наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении АО "СМП Банк" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.