Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" Иванова Георгия Константиновича на вступившие в законную силу постановление начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 8 октября 2019г. N 11-27/090/2019, решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 21 января 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 5 марта 2020г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" (далее - ООО "ТСПК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 8 октября 2019г. N 11-27/090/2019, оставленным без изменения решением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 21 января 2020г. и решением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 5 марта 2020г, ООО "ТСПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 600000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества настаивает на отмене постановления должностного лица административного органа и судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Положениями ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела следует, что 5 июня 2019г. по результатам проверки ООО "ТСПК", проведенной на основании решения Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от 21 мая 2019г. N 24, на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв м, расположенном в Турочакском районе Республики Алтай, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования и находящемся в собственности указанного лица, установлено, что на части земельного участка площадью "данные изъяты" кв м проведена выборочная рубка деревьев, площадь загрязнена порубочными остатками, выкорчевка пней не осуществлена, стволы деревьев свалены в кучи, что в совокупности с остатками плотного сухостоя травы создает угрозу пожара. Агротехнические и фитосанитарные мероприятия по борьбе с сорной растительностью не проводятся на участке.
Также на земельном участке имеются следы проезда техники и трелевки древесины. Рекультивация земельного участка путем восстановления плодородного слоя, устранения загрязнения не осуществляется.
Основным видом деятельности на участке является рубка деревьев и заготовка древесины, что не соответствует его целевому использованию. В сельскохозяйственных целях участок не используется.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 5 июня 2019г, послужили основанием для составления 15 июля 2019г. прокурором в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и привлечения его постановлением должностного лица Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 8 октября 2019г. N 11-27/090/2019 к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о нарушении порядка проведения проверки, осмотра земельного участка, необходимости применения Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст. 28.7 КоАП РФ, были предметом судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться. Районный суд пришел к обоснованному выводу, что о проведении проверки прокурором общество было извещено, однако не приняло участия в ее проведении. Проверка проведена на основании и с соблюдением требований ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1"О прокуратуре в Российской Федерации".
Доводы жалобы о необоснованном неприменении по делу положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в отношении административных правонарушений, за совершение которых общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ должностным лицом того же административного органа постановлениями от 8 октября 2019г. N, N в отношении двух других земельных участков, принадлежащих обществу, нет оснований полагать обоснованными.
Из обстоятельств дела и копий постановлений должностного лица от 8 октября 2019г. N, N не следует, что вменяемые обществу нарушения совершены в отношении разных земельных участков одним действием (бездействием). Проведение одной проверки прокурора и составление одного акта по нескольким объектам административных правонарушений не свидетельствуют о едином действии (бездействии) лица привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Доводы жалобы заявителя о том, что Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом и верховным судом республики с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.
Порядок и срок привлечения ООО "ТСПК" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с учетом отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения. Оснований для применения при назначении наказания положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем решение верховного суда республики подлежит изменению с исключением из описательно-мотивировочной части указания на выявление следов выгорания и выжигания на территории земельного участка, как не соответствующее материалам дела. Данное изменение не влечет незаконность выводов судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 5 марта 2020г. изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указание на выявление следов выгорания и выжигания на территории земельного участка, в остальной части данное решение, постановление начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 8 октября 2019г. N 11-27/090/2019 и решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 21 января 2020г. оставить без изменений, жалобу Иванова Г.К. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.