Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0011-02-2021-000532-19 (2-1025/2021) по иску Ч.Р.А, действующего в интересах несовершеннолетнего Ч.Р.М, к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск" о признании незаконным решения врачебной комиссии, назначении лекарственного препарата, по кассационным жалобам Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск", Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск" - Р.Л.М, действующей на основании доверенности, представителя Министерства здравоохранения Алтайского края - К.Н.Е, действующего на основании доверенности, поддержавших доводы жалобы, объяснения Ч.Р.А. его представителя Ч.Н.А. действующей на основании доверенности, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО37 действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО36 обратился с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск" (далее- КГБУЗ "Детская городская больница, г.Рубцовск") о признании незаконным решения врачебной комиссии, назначении лекарственного препарата.
В обосновании заявленных требований истец указал, что является отцом Ч.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке МСЭ-2016 N, выданной впервые, Ч.М.Р. является ребенком- инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ ему поставлен диагноз - "данные изъяты".
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по отбору больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России от 19 августа 2019 г. ребенку 10 июля 2019 г. было инициировано патогенетическое лечение препаратом Нусинерсен (Спинраза). В ноябре 2019 года в США ребенок получил инъекцию препаратом Золгенсма. Поскольку отсутствуют данные о целесообразности двух видов патогенетического лечения у одного пациента, рекомендовано было продолжить лечение препаратом Нусинерсен (Спинраза) по месту жительства.
В ответ на обращение истца к ответчику в ноябре 2020 года о проведении заседания врачебной комиссии и назначении ребенку препарата Нусинерсен (Спинраза), был получен отказ от 4 декабря 2020 г. N, из которого усматривается, что заседание врачебной комиссии проведено 2 декабря 2020 г, подтверждено, что в 2019 году ребенку установлен диагноз "данные изъяты". После постановки указанного диагноза, проведено лечение препаратом Спинраза и препаратом Золгенсма. Согласно литературным данным и инструкции по применению препарат Золгенсма вводится однократно и приводит к исправлению дефекта гена. В последующем, согласно имеющейся клинической практике, лечение иными препаратами не требуется.
По мнению истца, указанное решение врачебной комиссии от 2 декабря 2020 г. незаконно, нарушает права его несовершеннолетнего сына. Препарат Золгенсма не зарегистрирован в Российской Федерации, как лекарственный. Врачебным сообществом было рекомендовано продолжить лечение препаратом Спинраза. Вследствие ранее проведенного лечения ребенка диагноз "данные изъяты" не снят, несовершеннолетний Ч.М.Р. нуждается в дальнейшем лечении препаратом Нурсинерсен (спинраза). Препарат Спинраза Ч.М. не назначен, вопрос о назначении патогенетического препарата не решен.
"данные изъяты", поражающее "данные изъяты". "данные изъяты" дыхание. При этом интеллект больных абсолютно сохранен.
16 августа 2019 г. на территории Российской Федерации зарегистрирован лекарственный препарат Нусинерсен (торговое наименование Спинраза), предназначенный для лечения указанного заболевания, он внесен в государственный реестр лекарственных средств (далее- ГРЛС), регистрационное удостоверение ЛП- 005730.
Препарат Нусинерсен является единственным зарегистрированным эффективным патогенетическим средством терапии больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией. Терапия данным лекарственным препаратом носит постоянный характер на протяжении всей жизни ребенка. Аналоговых замен на территории Российской Федерации данный лекарственный препарат на сегодняшний день не имеет.
Просил суд признать незаконным решение врачебной комиссии, возложить на ответчика обязанность назначить лекарственный препарат несовершеннолетнему Ч.М. обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда ненадлежащий ответчик КГБУЗ "Рубцовская центральная районная больница" заменен на надлежащего ответчика - КГБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск".
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение врачебной комиссии КГБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск" от 2 декабря 2020 г. N, возложил на КГБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск" обязанность провести врачебную комиссию в отношении Ч.М.Р. и назначить ему лекарственный препарат "Спинраза" ("Нусинерсен") на постоянной основе по жизненным показаниям с указанием дозировки и интервала введения в соответствии с инструкцией к препарату.
Решение в части возложения обязанности по совершению действий обращено судом к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, КГБУЗ "Детская городская больница. Г. Рубцовск" ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Относительно кассационной жалобы Ч.Р.А. представлены письменные возражения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Министерством здравоохранения Алтайского края ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ч.М.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории " "данные изъяты"" в связи с наличием у него заболевания: "данные изъяты").
Заболевание, которое диагностировано у ФИО24 включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети "Интернет" (www.rosminzdrav.ru), в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403 заболевание не включено.
Также судами установлено, что Ч.Р.М. было проведено 6 инъекций препарата Нусинерсен (Спинраза) - 15 мая 2019 г, 29 мая 2019 г, 12 июня 2019 г, 10 июля 2019 г, 6 ноября 2019 г, 9 сентября 2020 г. в клинике Израиля, при этом последняя инъекция была введена после введения препарата Золгенсма. В ноябре 2019 года в США ребенок получил одноразовое лечение препаратом Золгенсма.
20 ноября 2020 г. истец обратился в КГБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск" по вопросу проведения врачебной комиссии для назначения ребенку ФИО25 лечения препаратом Спинраза.
В ответ на указанное обращение истца был получен отказ от 4 декабря 2020 г. N, из которого усматривается, что заседание врачебной комиссии проведено 2 декабря 2020 г, подтверждено, что в 2019 году ребенку установлен диагноз "данные изъяты". После постановки указанного диагноза, проведено лечение препаратом Спинраза и препаратом Золгенсма. Согласно литературным данным и инструкции по применению препарат Золгенсма вводится однократно и приводит к исправлению дефекта гена. В последующем, согласно имеющейся клинической практике, лечение иными препаратами не требуется.
Судами установлено, что на территории Российской Федерации несовершеннолетнему ФИО26. лечение патогенетическим средством не назначено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения его ребенку жизненно важного лекарственного препарата, путем обращения 20 ноября 2020 г. в КГБУЗ "Детская городская больница. Г. Рубцовск", однако Министерство здравоохранения Алтайского края и упомянутое медицинское учреждение уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении ФИО28 требуемым лекарственным средством. Суд первой инстанции установил, что ФИО27 является ребенком-инвалидом, страдающим редким (орфанным) заболеванием, нуждается по жизненным показаниям в лечении данным препаратом, назначение указанного препарата является единственно возможным вариантом его лечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что из системного толкования ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299, следует, что лица, из категории страдающих орфанными заболеваниями, обеспечиваются лекарственными средствами, в том числе, назначенными по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям, бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Полномочия исполнительного органа государственной власти Алтайского края в сфере охраны здоровья граждан осуществляет Министерство здравоохранения Алтайского края.
На территории Российской Федерации несовершеннолетнему ФИО29, лечение патогенетическим средством не назначено. Препарат Нусинерсен является единственным зарегистрированным на территории Российской Федерации эффективным патогенетическим средством терапии больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией. Терапия данным лекарственным препаратом носит постоянный характер на протяжении всей жизни ребенка. Аналоговых замен на территории Российской Федерации данный лекарственный препарат на сегодняшний день не имеет. Отказ лицам, страдающим редкими заболеваниями в лекарственном обеспечении, не допустим.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что препарат Нусинерсен является единственным зарегистрированным на территории Российской Федерации эффективным патогенетическим средством терапии, пришел к выводу о том, что отказ медицинского учреждения в назначении указанного препарата по доводам, изложенным в письме от 4 декабря 2020 г. N, является незаконным, поскольку единственно возможным вариантом лечения в настоящее время заболевания ФИО30 как следует из представленных доказательств, является назначение ему лекарственного препарата Спинраза (Нусинерсен), зарегистрированного на территории Российской Федерации, по жизненным показаниям для снижения темпов прогрессирования заболевания и улучшения качества жизни ребенка в качестве патогенетической терапии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами правильно были применены нормы материального права.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. "r" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п. 1, 2 ст. 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Согласно п. 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет"
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 ст. 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, ссылки при отказе гражданам в лекарственном обеспечении на отсутствие утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта лечения соответствующего заболевания недопустимы. Стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Установив, что у ФИО31. имеется редкое (орфанное) заболевание, статус ребенка-инвалида, вследствие этого заболевания у ФИО32 имеется право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) по жизненным показаниям, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности обеспечить его указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией, так как, истцом представлены доказательства нуждаемости по жизненным показаниям ребенка в лечении лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза).
В судебных постановлениях приведено толкование указанных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, ответчиком нуждаемость несовершеннолетнего ФИО33 в применении лекарственного препарата Спинраза (Нусинерсен), необходимого ему по жизненным показаниям, не опровергнута. ФИО34 страдает генетическим нервно-мышечным заболеванием, ему в установленном порядке поставлен диагноз, установлена инвалидность. До настоящего времени выздоровление ребенка не наступило.
Доводы кассаторов о том, что судами нарушен принцип состязательности, поскольку не было удовлетворено ходатайство ответчиков об отложении судебного разбирательства до вынесения решения консилиумом ФГАОУ ВО РНИМЦ им.Пирогова, который проводился 22 марта 2021 г, в связи с чем ответчики были лишены возможности представить его в качестве доказательства, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку отказ в отложении судебного разбирательства для предоставления упомянутого доказательства судом первой инстанции был мотивирован, суд указал на достаточность представленных доказательств по делу.
Следует отметить, что положения ст.ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющие императивное правило оценки судом допустимости и относимости доказательств в гражданском процессе, наделяют суд полномочиями оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, обязывают суд оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Кроме того, по смыслу закона отложение судебного разбирательства производится судом в соответствии с требованиями, установленными ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в судебном заседании, вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий. Из указанной нормы следует, что отложение судебного заседания допускается на определенный срок при наличии объективных причин, препятствующих его проведению в назначенное судом время. При этом отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, но не его обязанностью, и такое ходатайство подлежит разрешению с учетом его обоснованности и обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что иск принят к производству суда 11 февраля 2021 г, предварительное судебное заседание назначено на 26 февраля 2021 г, в своих отзывах на иск ответчики не упоминают о необходимости получения заключения консилиума ФГАОУ ВО РНИМЦ им.Пирогова.
Суд первой инстанции, с учетом мнения сторон и пояснений представителя КБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск" о том, что на 3 марта 2021 г. запланировано исследование в Алтайском краевом клиническом центре охраны материнства и детства, которое даст результаты о необходимости или ее отсутствии в назначении ребенку препарата Спинраза, назначил судебное заседание на 19 марта 2020 г.
Таким образом, ответчикам в течение установленного законом срока для рассмотрения дела (два месяца) предоставлялась возможность ознакомиться с материалами дела и сформировать правовую позицию по существу заявленных истцом требований, в связи с чем ответчики не лишены были возможности представить свои доказательства в установленный срок.
Доводы кассаторов о том, что необходимость назначения препарата должна быть подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку о назначении экспертизы ответчиками по делу заявлено не было, кроме того, доводы ответчиков о том, что согласно литературным данным и инструкции по применению препарата Золгенсма, указанный препарат вводится однократно и в последующем лечение иными препаратами не требуется, о том, что клинических рекомендаций для приема препарата Спинраза после введения препарата Золгенсма в настоящее время на федеральном уровне не имеется, не опровергают представленные истцом доказательства в виде рекомендаций лечения ФИО35. препаратом Спинраза, выданных врачами США и Израиля, а также заключения консультации невролога от 19 февраля 2021 г. С.Л.В, пояснений, опрошенной судом первой инстанции врача-невролога клиники для детей и взрослых г. Москва, кандидата медицинских наук С.Л.В, осмотревшей ребенка и изучившей рекомендации врачей Израиля и США (л.д.211-221, т. 1)
Вопреки доводам кассаторов о том, что невозможно рассчитать дозировку и интервал введения ребенку препарата Спинраза, в материалах дела имеются представленные истцами рекомендации врачей, содержащие дозировку и периодичность введения препарата.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб ответчика.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Принимая во внимание, что определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции с учетом обстоятельств, приведенных в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, признания этих обстоятельств достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмену (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск", Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.