Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-424/2021 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 8 сентября 2021 года, которым удовлетворён административный иск Юлиновой Нины Ивановны о признании не действующим в части приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Юлиновой Н.И. Кузнецовой С.Г, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 21 ноября 2018 года.
В пункт 12257 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером 35:26:0202010:1026, расположенное по адресу: Вологодская область, город Сокол, улица Орешкова. д.8.
Юлинова Н.И. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим пункт 12257 Перечня, ссылаясь на то, что указанное в нём, принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской. Административный истец ссылался на то, что включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 8 сентября 2021 года административный иск удовлетворен. Признан не действующим со дня принятия пункт 12257 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628
"О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Город Вологда" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц (статья 1).
Статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент имущественных отношений области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеуказанные положения, а так же положения статьи 60 Устава Вологодской области, статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц").
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1, подпункту 1 пункта 3, пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе признаваемых объектами налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром, либо торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемый пункт Перечня включён принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером N 35:26:0202010:1026, который представляет собой встроенное помещение N 67, имеющее назначение - нежилое, площадью 165, 5 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, город Сокол, улица Орешкова. д.8.
Согласно техническому паспорту и экспликации к нему части нежилого помещения имеют наименования: "тамбур", "кабинет", "подсобное", "коридор", "туалет", "комната отдыха" и "складское". Помещение находится в жилом доме, расположенном на земельном участке, отнесенном к категории "земли населённых пунктов", имеющем вид разрешённого использования - для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома.
При таких данных, принимая во внимание, что наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", суд сделал верное заключение о том, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учёта, не позволяют прийти к выводу о том, что назначение, разрешённое использование или наименование помещения предусматривает размещение офисов, торговых объектов и бытового обслуживания.
Таким образом, помещение, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечни только при условии фактического его использования в приведённых целях.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведенной федеральной нормы правительством Вологодской области разработан и постановлением от 7 декабря 2015 года N1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее Порядок).
Порядком предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Осмотр объекта проводится в случае, если не удалось однозначно установить, что: назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Указанным порядком установлены обязательные требования к проведению осмотров, в том числе их отнесение к полномочиям комиссий, создаваемых уполномоченным органом, члены которой осуществляют выезд и визуальный осмотр по местонахождению объектов в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов, о чем собственник объекта недвижимого имущества уведомляется не позднее 5 рабочих дней до проведения осмотра. По результатам осмотра составляется справка об осмотре, форма которой определяется уполномоченным органом, ее копия в течение 10 календарных дней со дня подписания членами комиссии направляется собственнику объекта почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В приведённом порядке определение вида фактического использования спорного объекта недвижимости не производилось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению о несоответствии спорного помещения критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконности включения его в Перечень и наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Предоставленная административным ответчиком справка об осмотре спорного объекта недвижимости от 27 ноября 2018 года не подтверждает обоснованность включения указанного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н, поскольку составлена после издания оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на договоры аренды спорного объекта недвижимости, содержащие сведения о его использовании, несостоятельна, поскольку такие договоры не опровергают правильный вывод суда о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта. В связи с изложенным и, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, такие договоры в отсутствие надлежащим образом оформленного и полученного в установленном порядке документа, подтверждающего реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не являются допустимыми доказательствами фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Решение Вологодского областного суда от 8 сентября 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.