Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу начальника филиала общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" Районное нефтепроводное управление "Белогорск" Шендерова Антона Игоревича на вступившие в законную силу постановления государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - отдел АТиАДН Восточно-Сибирского МУГАДН) от 27 апреля 2020 года N 7902, от 27 апреля 2020 года N 7903/Ц, от 27 апреля 2020 года N 7905/Ц, решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 14 июля 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 6 статьи 12.31.1, частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток", Районного нефтепроводного управления "Белогорск" нефтеперекачивающей станции N 27,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН от 27 апреля 2020 года N 7902/Ц юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток" (далее - ООО "Транснефть" - Дальний Восток") в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток", Районного нефтепроводного управления "Белогорск" нефтеперекачивающей станции N 27 (далее - филиал ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН от 27 апреля 2020 года N 7903/Ц юридическое лицо - ООО "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН от 27 апреля 2020 года N 7905/Ц юридическое лицо - ООО "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 21 сентября 2020 года, постановления государственного инспектора отдела АТ и АДН от 27 апреля 2020 года N 7902/Ц и N 7903/Ц, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 и частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменены, назначено ООО "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. В остальной части указанные постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник ООО "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 Шендеров А.И. просит отменить вынесенные по делу акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила) и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Перечень).
В силу пунктов 25, 29 Правил для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке; сведения о проведённом предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролёром технического состояния автотранспортных средств или контролёром технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Согласно пункту 2.5 Перечня к числу мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации отнесено проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведённом предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств определён приказом Минтранса России от 8 августа 2018 года N 296 (далее - Порядок), который в частности предусматривает, что:
- предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (пункт 3 Порядка);
- предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (пункт 5 Порядка);
- контроль осуществляется контролёром технического состояния автотранспортных средств или контролёром технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (пункт 7 Порядка);
- в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролёра, проводившего контроль, даты и времени его проведения (пункт 12 Порядка);
- выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролёра не допускается (пункт 15 Порядка).
Часть 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере - двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно абзацу четвёртому пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Пунктами 7, 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 определено, что обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается, в том числе контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы, который обеспечивается субъектом транспортной деятельности.
Пункт 1.7 Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утверждённого приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7, к числу таких мероприятий относит соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.
В силу пункта 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15, при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (пункт 10 Положения).
При суммированном учёте рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (пункт 17 Положения).
Частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - Требования).
В соответствии с Приложением N 2 к Требованиям тахографами оснащаются, в том числе, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3).
Подпунктом 8 пункта 9, подпунктом 1 пункта 10 Приложения N 3 к Требованиям установлено, что водители транспортных средств обязаны не использовать карту водителя по истечении срока её действия; водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2020 года в 12 часов 15 минут в "адрес", ООО "Транснефть" - Дальний Восток", в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток" РНУ "Белогорск" НПС N 27 осуществляло перевозку пассажиров для собственных нужд предприятия транспортным средством категории М3 (автобус) "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением водителя ФИО4 без надлежащего проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а именно в путевом листе от 27 марта 2020 года N "данные изъяты" отсутствовала отметка о результатах проведения контроля "контроль технического состояния транспортного средства пройден", и не обеспечив контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителя ФИО5 (срок действия карты водителя к тахографу истёк 26 марта 2020 года).
Кроме того, 27 марта 2020 года в 7 часов 25 минут в "адрес", ООО "Транснефть - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 допустило выпуск на линию транспортного средства категории М3 (автобус) "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" под управлением водителя ФИО6 для перевозки пассажиров (работников филиала ООО "Транснефть - Дальний Восток" РНУ "Белогорск" НПС N 27" с нарушением установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа (срок действия карты водителя к тахографу истёк 26 марта 2020 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Транснефть - Дальний Восток" в лице филиала ООО "Транснефть" - Дальний Восток", РНУ "Белогорск" НПС N 27 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 6 статьи 12.31.1, части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Обстоятельства совершения административных правонарушений и вина юридического лица подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколами об административных правонарушениях от 23 апреля 2020 года N 7902/Ц, N 7903/Ц и N 7905/Ц; актом результатов планового (рейдового) осмотра обследования пассажирского транспортного средства от 27 марта 2020 года N 1708/Ц; путевым листом; протоколом опроса свидетеля ФИО7 от 27 марта 2020 года; картой водителя ФИО8 и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Действия юридического лица верно квалифицированы по частям 3, 6 статьи 12.31.1, части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Учитывая изложенное, обстоятельств, которые в силу положений статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановления государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - отдел АТиАДН Восточно-Сибирского МУГАДН) от 27 апреля 2020 года N 7902, от 27 апреля 2020 года N 7903/Ц, от 27 апреля 2020 года N 7905/Ц, решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 14 июля 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 21 сентября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 6 статьи 12.31.1, частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Транснефть" - Дальний Восток", Районного нефтепроводного управления "Белогорск" нефтеперекачивающей станции N 27, оставить без изменения, жалобу начальника филиала общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" Районное нефтепроводное управление "Белогорск" Шендерова Антона Игоревича - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.