Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 13 сентября 2021 г, на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 23 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июля 2021 г.
по административному делу N 2а-112/2021 по административному исковому заявлению прокурора Богучанского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пинчугского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Блиновой У.С, Убиенных П.И, представляющих интересы Министерства лесного хозяйства Красноярского края, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Рубана А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Богучанского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о возложении обязанности на администрацию Пинчугского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрацию Богучанского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Пинчугский сельсовет площадью "данные изъяты" м, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии "данные изъяты" м в южном направлении от "адрес" в границах координат "данные изъяты" в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки требований по охране окружающей среды был выявлен факт расположения на земельном участке муниципального образования Пинчугский сельсовет, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии "данные изъяты" м в южном направлении от "адрес" (координаты: "данные изъяты") несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, определить собственника которых не представляется возможным. Указанный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, находящихся на территории сельских поселений, собственность на которые не разграничена, и входящих в состав соответствующего муниципального образования, возлагается на орган местного самоуправления муниципального района. При этом в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиками земельный участок от отходов не очищен, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц, окружающей среде.
Решением Богучанского районного суда Красноярского края от 23 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены частично, на Министерство лесного хозяйства Красноярского края возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью "данные изъяты" м2, расположенном на расстоянии "данные изъяты" м. в южном направлении от п "адрес" в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" Пинчугского участкового лесничества КГБУ "Манзенское лесничество" в границах координат: "данные изъяты"
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов. Указывает о том, что в перечне мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с выявлением, фиксацией, ликвидацией мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов отсутствуют. В связи с тем, что данные мероприятия не относятся к компетенции министерства, бюджетные средства на реализацию данных мероприятий не выделяются. Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является полномочием, переданным Российской Федераций Красноярскому краю. Судами дано неверное толкование положениям статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку в указанных правовых актах отсутствуют нормы, возлагающие на орган исполнительной власти, уполномоченный в области лесных отношений, полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на территории государственного лесного фонда. Кроме того, ошибочны выводы судов о том, что организация мероприятий по ликвидации свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, отнесено к полномочиям Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что что на земельном участке площадью "данные изъяты" м2, расположенном на расстоянии "данные изъяты" м. в южном направлении от "данные изъяты" в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" Пинчугского участкового лесничества КГБУ "Манзенское лесничество" в границах координат: "данные изъяты" установлено наличие несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества земельный участок, расположенный в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" Пинчугского участкового лесничества КГБУ "Манзенское лесничество", относится к категориям земель - земли лесного фонда, правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация.
Из запроса Министерства лесного хозяйства Красноярского края N и ответа на него от 9 марта 2021 г. N директора филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" следует, что координаты "данные изъяты" находятся на землях лесного фонда в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" Пинчугского участкового лесничества КГБУ "Манзенское лесничество".
В силу положений статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).
Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
В соответствии с Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 г. N 374-п "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет: нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений; оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края); надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края (пункт 1.1).
Для целей реализации полномочий, в соответствии с Положением, Министерство уполномочено на осуществление закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению на землях лесного фонда, не возложено в установленном порядке на краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству, или на лиц, использующих леса (пункт 3.4.1.); осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 3.12.); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3.33.).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности, федеральным законодателем передано осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым, как указывает суд, согласно статье 83 ЛК РФ относятся полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, а таким органом в Красноярском крае является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком в настоящем споре является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, и обязал данного ответчика в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, отказал в иске к органам местного самоуправления Богучанского района Красноярского края.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов являются правильными, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на причинителя вреда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. Принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране), с учетом положений статьи 96 ЛК РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы о возложении спорной обязанности на органы местного самоуправления не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают нарушения судом норм материального права. Основания для возложения спорной обязанности на органы местного самоуправления в силу указанных выше норм, а также в силу положений главы 13 Федерального закона от октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Богучанского районного суда Красноярского края от 23 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.