Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-293/2021 по апелляционному представлению прокурора Свердловской области, апелляционным жалобам регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года, которым удовлетворён административный иск Елисеева Артёма Сергеевича о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Тертышного А.Н, представителя заинтересованного лица регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области - Шелопугиной А.А, представителя заинтересованного лица министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - Романовой Т.И, заключение прокурора Парфеновой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (далее - Постановление) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта).
Постановление опубликовано 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: в Перечень включён многоквартирный жилой дом, 1933 года постройки, расположенный по адресу: Екатеринбург, проспект Ленина, дом 52, корпус 3 (далее - Дом). В перечень работ по капитальному ремонту Дома были включены ремонт крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений. Плановый период проведения капитального ремонта Дома - 2015-2017 годы.
Указанное постановление опубликовано 24 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 28 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года N 905-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: плановый период проведения капитального ремонта Дома перенесён на 2018-2020 годы (строка 21477).
Указанное постановление опубликовано 26 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 28 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: плановый период проведения капитального ремонта Дома перенесён на 2039-2041 годы (строка 25534).
Указанное постановление опубликовано 15 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 20 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года N 632-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: в перечень работ по капитальному ремонту Дома дополнительно включены ремонт и замена лифтового оборудования на 2033-2035 годы (строка 24993).
Указанное постановление опубликовано 30 сентября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 4 октября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: ремонт и замена лифтового оборудования Дома перенесены на 2021-2023 годы; период работ по ремонту крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений остался прежним - 2039-2041 годы (строка 22621).
Указанное постановление опубликовано 28 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 4 сентября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Елисеев А.С, являясь сособственником квартиры в Доме, обратился в суд с административным иском, которым просил признать недействующей строку 22621 Перечня в части установления срока проведения капитального ремонта Дома.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права как собственника квартиры, расположенной в Доме, поскольку административный ответчик произвольно без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перенёс установленный срок капитального ремонта Дома на 2039-2041 годы, что противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу строка 22621 Перечня в части указания планового периода проведения капитального ремонта Дома на 2039-2041 годы.
В апелляционном представлении прокурор Свердловской области просит изменить решение суда, признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня его принятия.
Однако до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора Свердловской области поступило в письменной форме заявление об отказе от апелляционного представления на основании статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области прокурором представлены возражения.
Представители заинтересованных лиц регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебном заседании настаивали на удовлетворении своих апелляционных жалоб.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области просил удовлетворить апелляционные жалобы заинтересованных лиц.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявление об отказе от апелляционного представления и дал заключение о законности судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления и жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно них (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемое Постановление было принято в пределах предоставленных полномочий Правительству Свердловской области, с соблюдением порядка принятия, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений Постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии такого противоречия.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса.
Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Доводы апелляционных жалоб регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в той части, что суд не применил положения пункта 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает несостоятельными в силу следующего.
Указанная норма предусматривает перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период без решения общего собрания собственников помещений в случае изменения сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Тем не менее, как верно указал суд первой инстанции, такой перенос срока не должен носить произвольный характер.
Из анализа нормативных правовых актов, которыми вносились изменения в оспариваемое Постановление, следует, что изначально период капитального ремонта Дома был установлен на 2015-2017 годы, затем - на 2018-2020 годы, затем - на 2039-2041 годы.
Период на 2039-2041 годы установлен постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП.
И только постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП в перечень работ по капитальному ремонту Дома дополнительно включены ремонт и замена лифтового оборудования на 2033-2035 годы.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП ремонт и замена лифтового оборудования Дома перенесены на 2021-2023 годы; период иных работ остался прежним - 2039-2041 годы.
При данных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом о произвольности переноса срока капитального ремонта Дома.
Доказательств наличия иных оснований для переноса установленного срока капитального ремонта Дома в материалы дела не представлено, судом не установлено.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, само по себе отнесение Дома к объекту культурного наследия не заменяет решение общего собрания собственников помещений, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Между тем, вопросы о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, сроков проведения такого ремонта, в том числе и в отношении домов, признанных объектами культурного наследия, регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в той части, что постановление Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП является недействующим и не затрагивает прав административного истца, в связи с принятием постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП, также не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку постановление правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП не отменяло и не изменяло период проведения капитального ремонта Дома, а предметом судебной проверки являлось Постановление в его действующей редакции.
Довод апелляционной жалобы в той части, что определение или изменение планового периода должны рассматриваться в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм процессуального права.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
По мнению судебной коллегии Постановление обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт, в связи с чем, его оспаривание должно осуществляться по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку представленных доказательств.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Кроме того, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора от апелляционного представления, а апелляционное производство по представлению прекратить.
Руководствуясь статьями 177, 303, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора Свердловской области от апелляционного представления на решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прекратить.
Решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.