Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Жудова Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 сентября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Федотова П.С. на решение Московского городского суда от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Никс.Ком" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-1092/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Никс.Ком" Мелюх А.В, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" указанный Перечень изложен в следующей редакции:
"Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского назначения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2)", действующей с 1 января 2021 года.
Принадлежащее ООО "Никс.Ком"" нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 271, 7 кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 20, включено в пункт 2972 приложения 2 Перечня на 2021 год.
ООО "Никс.Ком" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 2972 Перечня на 2021 год, мотивируя требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года, года пункт 2972 Перечня на 2021 год признан недействующим с 1 января 2021.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы Федотова П.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 2.1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены в числе прочего расположенные в многоквартирных домах нежилые помещений, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв.м.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади от таких объектов.
Основанием для включения указанного помещения в Перечень приложения 2 на 2021 год послужило его фактическое использование на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 26 октября 2020 года N 9127151/ОФИ, согласно которому 100% помещений используется для размещения объекта торговли (аптеки).
Оценивая указанный акт Госинспекции, суды первой и апелляционной инстанций признали его ненадлежащим доказательством ввиду того, что им не подтверждается превышение общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме 3000 кв.м, поскольку в акте общая площадь жилого дома указана в размере 6208, 8 кв.м, общая площадь жилых помещений (квартир) - 4374, 3 кв.м, общая площадь нежилых помещений - 1834, 5 кв.м.
Выписка из акта технического паспорта БТИ на здание по состоянию на 30 октября 2018 года также подтверждает общую площадь нежилых помещений в многоквартирном доме в размере 1834, 5 кв.м.
С учетом установленных обстоятельств суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о несоответствии спорного нежилого помещения критериям, установленным статьей 378.1 НК РФ и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В кассационной жалобе утверждается о превышении общей площади нежилых помещений 3000 кв.м, а именно что их площадь составляет 3744, 2 кв.м, ссылаясь при этом на выписку из ЕГРН.
Указанный довод приводился ранее в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно был опровергнут по тому основанию, что нежилые помещения, занимающие один этаж жилого дома, имеют площадь 1834, 5 кв.м, так же, как и жилые помещения (квартиры), которые суммарно на каждом этаже дома имеют ту же площадь - 1834, 5 кв.м.
Установлено, что наличие таких данных относительно общей площади нежилых помещений в ЕГРН произошло вследствие учета регистрирующим органом площадей некоторых нежилых помещений повторно.
Вопреки соответствующим утверждениям, содержащимся в кассационной жалобе, факт осуществления торговой деятельности административным истцом в спорном нежилом помещении не отрицается и не оспаривается.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что в соответствии с пунктом 3.9 Порядка определения вида фактического использования зданий административный истец не обращался в Департамент экономической политики и развития г. Москвы с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и второй инстанций относительно критической оценки акта Государственной инспекции по недвижимости г. Москвы от 26 октября 2020 года N 9127151/ОФИ, соответствующей нормам процессуального права и не противоречащей положениям материального права.
Эти доводы фактически сводятся к несогласию с выводами судов по оценке названного акта Госинспекции, т.е. направлены на переоценку доказательства, представленного суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 КАС РФ, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, поэтому оснований для отмены судебных актов не усматривается.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, не согласиться с выводами которых судебная коллегия оснований не усматривает.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Федотова П.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Н.В. Жудов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.