Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шадрина Д. А. (далее - Шадрин Д.А.) на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года по административному делу N 2а-576/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее - МИФНС России N 3 по Республике Коми) к Шадрину Д.А. о взыскании недоимки.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
22 мая 2020 года МИФНС России N 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шадрину Д.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1123, 86 руб, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1692, 6 руб, а также пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 157, 83 руб.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
С Шадрина Д.А. в пользу МИФНС России N 3 по Республике Коми взысканы:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) в размере 1 123, 86 руб, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 692, 60 руб.;
- пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г, в размере 157, 83 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года изменено в части взыскания с Шадрина Д.А. пеней на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование.
В удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Шадрина Д.А. пеней на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г, в размере 157, 83 руб. отказано.
Сумма пеней на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.), снижена до 33, 67 рублей.
С Шадрина Д.А. в доход МО МР "Сосногорск" взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В остальной части решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Сосногорский городской суд Республики Коми 16 августа 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 сентября 2021 года, Шадрин Д.А. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов со ссылкой на приложенные к кассационной жалобе документы: решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 августа 2017 года по делу N А29-6864/2017, которым Шадрин Д.А. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев; определение Арбитражного суда Республики Коми от 15 января 2018 года по делу N А29-6864/2017 о завершении процедуры реализации имущества Шадрина Д.А.; решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года об отказе в удовлетворении требований налогового органа во взыскании с Шадрина Д.А. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинского страхование, единого налога на основании требований налогового органа N 38961 от 8 сентября 2017 г. и N 7419 от 10 мая 2018 г.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что Шадрин Д.А. с 21 сентября 2007 года по 8 июня 2017 года осуществлял предпринимательскую деятельность и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, однако обязанность по их уплате не исполнил, пришел к выводу о взыскании с него недоимки по страховым взносам, а также начисленных за неуплату страховых взносов пеней в заявленном налоговым органом размере.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда о наличии оснований для взыскания с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1 123, 86 руб, согласилась.
Однако, установив, что решением МИФНС России N 3 по Республике Коми от 14 сентября 2019 года N 3034 на основании пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации с Шадрина Д.А. списаны пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 157, 83 рубля, а решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года по делу N 2а-631/2020, вступившим в законную силу 22 сентября 2020 года, отказано во взыскании с Шадрина Д.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в фиксированном размере - 10270 рублей, на которую налоговым органом были начислены пени, взыскиваемые в рамках настоящего дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания указанных сумм пеней, признав обоснованным лишь начисление пеней на сумму взысканной судом в рамках настоящего дела недоимки на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 1 123, 86 руб, в размере 33, 67 рублей за период с 11 января 2019 г. по 6 мая 2019 г. согласно представленному налоговым органом расчету (л.д.150, т.1).
Поскольку в части отказа налоговому органу в удовлетворении требований выводы судов подателем кассационной жалобы не оспариваются, проверке в кассационном порядке они не подлежат.
В остальной части нормам материального и процессуального права выводы судов первой (в неизмененной части) и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с начислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие таковых.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В то же время пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, с 21 сентября 2007 года по 8 июня 2017 года Шадрин Д.А. осуществлял предпринимательскую деятельность и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов, однако в установленный законом срок после утраты статуса индивидуального предпринимателя - 23 июня 2017 года, страховые взносы за 2017 год не уплатил.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом в силу абз. 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
19 мая 2019 года МИФНС России N 3 по Республике Коми через личный кабинет налогоплательщика направила Шадрину Д.А. требование N 2897, сформированное по состоянию на 13 мая 2019 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1123, 86 рублей со сроком исполнения до 24 мая 2019 года (л.д.15, т.1).
В добровольном порядке требование в установленный в нем срок плательщиком страховых взносов не исполнено.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, по общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При этом в силу положений абз. 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В свою очередь, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судами установлено, что указанные требования закона налоговым органом соблюдены.
Так, судебный приказ о взыскании с Шадрина Д.А. в числе прочего недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1123 рубля 86 копеек и пени вынесен мировым судьей Железнодорожного судебного участка г.Сосногорска 13 сентября 2019 года, что свидетельствует об обращении налогового органа за его выдачей в установленные законом сроки (до 24 ноября 2019 года), отменен 3 декабря 2019 года, после чего административный иск подан в суд 22 мая 2020 года, т.е. в шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суды установили, что расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность соблюдены, однако обязательства по уплате страховых взносов (1123 рубля 86 копеек) и начисленных на них пени (33 рубля 67 копеек) административным ответчиком не исполнены, оснований полагать ошибочным их вывод о законности предъявленных к Шадрину Д.А. требований в указанной части не имеется.
Ссылка подателя кассационной жалобы на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года по делу N 2а-631/2020 на правильность выводов судов не влияет, поскольку оспариваемая в настоящем деле сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1123 рубля 86 копеек, предъявленная Шадрину Д.А. к уплате на основании требования N 2897 от 19 мая 2019 года, предметом рассмотрения суда в рамках административного дела N 2а-631/2020 не являлась.
Не влекут отмену судебных актов и ссылки подателя кассационной жалобы на признание его банкротом.
Как следует из материалов дела, определение Арбитражного суда Республики Коми от 15 января 20188 года по делу N А29-6864/2017 завершена процедура реализации имущества Шадрина Д.А. в рамках дела о банкротстве.
При этом действительно, в силу части 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Вместе с тем, освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 названной статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Частью 5 статьи 213.8 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных самим Шадриным Д.А. документов Арбитражного суда Республики Коми следует, что он признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев решением Арбитражного суда Республики Коми от 16 августа 2017 года (дело N А29-6864/2017), при том, что с заявлением о признании банкротом Шадрин Д.А. обратился в Арбитражный суд Республики Коми 31 мая 2017 года.
Обязанность же по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1123, 86 рублей, включенных в требование N 2897 от 19 мая 2019 года, возникла у административного ответчика 23 июня 2017 года, т.е. после подачи им заявления о признании банкротом, в связи с чем указанная сумма страховых взносов, а также начисленные на нее пени обоснованно отнесены судами к текущим платежам, подлежащим взысканию с соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка, в том числе и после завершения процедуры реализации имущества Шадрина Д.А.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шадрина Д.А. - без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 10 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.