Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты", представителя АО "Татэнерго" "данные изъяты", представителей Государственного комитета Республики Татарстан "данные изъяты" "данные изъяты" заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые указанной организацией с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2020 года за N 7347, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2020 года.
В приложении к указанному постановлению в муниципальном образовании города Казани приведены показатели одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция"), для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 560, 64 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 572, 94 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 572, 94 рублей за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 604, 42 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 592, 33 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 604, 84 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года в размере 604, 84 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 614, 84 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года в размере 614, 71 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года - в размере 629, 46 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода) (Приложение 1).
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Кроме того, административный истец полагает, что данные тарифы не является экономически обоснованными, поскольку Госкомитет при их расчете неверно установилв статье "неподконтрольные расходы" размер арендной платы основного производственного оборудования, что повлекло снижения объема необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы.
Не согласившись с решением суда, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании заявленных требований указал, что судом первой инстанции не было учтено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать недостающие документа у административного истца. Обоснованность требуемого уровня расходов должна быть подтверждена самим обществом.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Прокуратурой Республики Татарстан, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой она просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Татэнерго" представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что если заявителем не представлено соответствующее обоснование заявленных расходов, то регулирующий орган в соответствии с представленными полномочиями вправе отказать во включении в тариф неподтвержденных (необоснованных) расходов.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан "данные изъяты", "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО "Татэнерго" "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы Государственного комитета Республики Татарстан поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В заключении прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Орган исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинет Министров Республики Татарстан предоставил полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.7 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Из материалов дела следует, что ООО "Интеграция", владея тепловыми сетями и являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, 11 июня 2020 года обратилось в орган регулирования - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2025 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "Интеграция" просило установить тарифы с применением метода индексации установленных тарифов.
По заявлению ООО "Интеграция" дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения было открыто только 14 декабря 2020 года. В отношении административного истца применен метод индексации установленных тарифов.
По результатам рассмотрения на заседании Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам 17 декабря 2020 года заявления ООО "Интеграция" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии административным ответчиком принято оспариваемое постановление от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020.
При утверждении НВВ на 2021 год по статье "неподконтрольные расходы" Госкомитетом не были учтены в полном объеме расходы организации на аренду основного производственного оборудования в заявленном ООО "Интеграция" размере 37 202, 70 тысячи рублей.
Как следует из экспертного заключения, тарифным органом указанные расходы приняты в размере 34 059, 62 тысячи рублей. ООО "Интеграция" отказано во включении в состав НВВ расходов по следующим договорам:
- договору субаренды от 27 октября 2017 года N 25/10-2017-А, заключенному с "данные изъяты"
- договору аренды от 30 декабря 2019 года N 30/12-2019-А, заключенному с "данные изъяты"
- договору аренды от 28 августа 2020 года N 69/08-2020-А, заключенному с "данные изъяты"
Основанием для отказа в принятии в заявленном размере упомянутых расходов административным ответчиком указано: заключение договора субаренды с "данные изъяты" с нарушением антимонопольного законодательства; аффилированность "данные изъяты" и ООО "Интеграция" исходя из совпадения единоличного исполнительного органа арендодателя и председателя совета директоров арендатора; не представление регулируемой организацией по договору аренды с "данные изъяты" документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации и уплату налогов, других обязательных платежей.
Не согласившись с указанными действия административного ответчика ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не обладает полномочиями по оценке участников - субъектов тарифного регулирования на предмет их аффилированности с иными лицами. При оценке представленных сведений для подтверждения расходов по статье "арендная плата" тарифным органом существенно нарушены принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
При этом, в части невключения расходов по договору аренды от 20 июля 2017 года суд первой инстанции согласился с позицией административного ответчика указав в данном случае на нарушение положений пункта 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они основаны на правильном применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В силу пункта 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Согласно пункту 62 Основ ценообразования неподконтрольными расходами владением имуществом, переданным в аренду.
Таким образом, административный ответчик не обладает полномочиями по оценке участников - субъектов тарифного регулирования на предмет их аффилированности с иными лицами.
Относительно доводов административного ответчика о непредоставлении административным истцом, арендатором, бухгалтерских документов подтверждающих факт начисления арендодателем амортизации и уплату налога на имущества, а также документов подтверждающих использование амортизации на модернизацию и ремонт основных средств судебная коллегия отмечает следующее.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из: ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний N 91н).
Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний N 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний N 91н).
Согласно пунктов 12, 13 Методических указаний N 91н учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
Приведенные нормы законодательства предусматривают, что учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой арендодателя с использованием инвентарных карточек учета основных средств.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, учитывая отсутствие в экспертном заключении обоснования недостатков документов, подтверждающих спорные расходы, Комитет должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5, 7 части 1 статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
Исходя из указанных принципов подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создавать непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Дополнительная информация по статье расходов "аренда основного производственного оборудования" у ООО "Интеграция" - арендатора имущества, в рамках тарифного дела не запрашивалась. Надлежащих доказательств опровергающих указанный вывод административным ответчиком не представлено.
Кроме того, при своевременной подаче тарифной заявки об установлении тарифов на 2021 - 2025 год административным истцом и представлении подтверждающих документов, данное заявление было принято только 14 декабря 2020 года, а решение тарифным органом принято уже 17 декабря 2020 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2020 года было признано незаконным бездействие Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по рассмотрению заявления об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2025 гг. и обязании Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по результатам рассмотрения заявления принять соответствующее решение в порядке, предусмотренном п.12 Регламента, утвержденного Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года N163. Постановлением одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2021 года решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2020 года оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке доказательств подтверждения расходов по статье "арендная плата", тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.