Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дмитровский Металлоцентр" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Дмитровский Металлоцентр" (далее - АО "Дмитровский Металлоцентр") обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", мкр. Строителей, с кадастровым номером N, общей площадью 185 764 +/-754 кв. м по состоянию на 21 февраля 2019 года и с кадастровым номером 50:04:0070513:524, общей площадью 276 492 +/-920 кв. м. по состоянию на 25 января 2019 года, равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами ООО "Прайм консалтинг" от 14 мая 2020 года N 817-03/20/1 и N 817-03/20/2.
Требования мотивированы тем, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на дату оценки, что нарушает его права как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Московского областного суда от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года, административный иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:90921 по состоянию на 21 февраля 2019 года в размере его рыночной стоимости - 150 027 700 рублей; земельного участка с кадастровым номером 50:04:0070513:524 по состоянию на 25 января 2019 года в размере его рыночной стоимости - 244 971 900 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 29 сентября 2021 год через Московский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2021 года, министерство имущественных отношений Московской области просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает, что заключение эксперта, которым руководствовался суд при определении кадастровой стоимости земельных участков, содержит нарушения законодательства об оценочной деятельности, оказывающие влияние на рассчитанную экспертом рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, в связи с чем такое заключение эксперта не может быть признано допустимым доказательством в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; ссылается на то, что доводы и письменные пояснения министерства имущественных отношений Московской области о недостоверности экспертного заключения не получили надлежащей оценки.
В письменных возражениях представитель АО "Дмитровский Металлоцентр" просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебною акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Дмитровский Металлоцентр" является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"
с кадастровым номером N, общей площадью 185 764+/-754 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
с кадастровым номером N, общей площадью 276 492+/-920 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2019 года в размере 257 467 046 рублей 36 копеек; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 января 2019 года в размере 330 067 854 рубля 84 копейки.
В обоснование заявленных требований АО "Дмитровский Металлоцентр" представлены в суд отчеты об оценке от 14 мая 2021 года N 817-03/20/1 и N 817- 03/20/2, выполненные ООО "Прайм консалтинг", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2019 года составляет 128 978 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 января 2019 года составляет 143 823 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в достоверности отчетов об оценке и их соответствии законодательству об оценочной деятельности (пункты 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости") определением Московского областного суда от 20 июля 2020 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Светлоярский" Кудрявцеву А.Г.
В связи с наличием возражений сторон определением Московского областного суда от 16 декабря 2020 года была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту АО "Международный Центр Оценки" Артеменкову И.Л.
Согласно выполненному экспертом АО "Международный Центр Оценки" заключению от 19 февраля 2021 года N 035/201, отчеты об оценке от 14 мая 2021 года N 817-03/20/1 и N 817- 03/20/2, выполненные ООО "Прайм консалтинг", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, имеющиеся нарушения повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2019 года в размере 150 027 700 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 января 2019 года в размере 244 971 900 рублей.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости земельных участков экспертного заключения от 19 февраля 2021 года N 035/201 АО "Международный Центр Оценки", выполненной экспертом Артеменковым И.Л, поскольку оно соответствует законодательству об экспертной и оценочной деятельности, является достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, понятно по своему содержанию, составлено с учетом представленных эксперту документов об объектах оценки в доступной форме изложения, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, содержат ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку, принимая в качестве достоверного доказательства экспертное заключение от 19 февраля 2021 года, суды подробно мотивировали такую оценку представленных в дело доказательств, в том числе в части выбора подходов к оценке, расчета корректировок, которым дано обоснование в экспертном заключении. С учетом этого было мотивированно отклонено ходатайство о назначении повторной экспертизы ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебное экспертное заключение оценено по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом пояснений эксперта, которым на представленные административным ответчиком замечания даны исчерпывающие ответы, содержащие опровержение утверждений о порочности экспертного заключения.
Каких-либо данных, объективно опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методика оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости объектов недвижимости, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы судов нижестоящих инстанций сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с заключением эксперта не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств, исследованных судом.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 31 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции от 22 июля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.