Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника администрации города Южно-Сахалинска Евстафьевой Анастасии Андреевны на вступившие в законную силу постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации города Южно-Сахалинска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 19 мая 2020 года, администрация города Южно-Сахалинска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации города Южно-Сахалинска Евстафьева А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1) прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечёт за собой установленную законом ответственность.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность юридического лица - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьёй 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Основные виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешённого использования земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах её функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чьё ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО) создание, охрана и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения в Сахалинской области осуществляются в соответствии с принципами, в частности - недопустимость хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).
Согласно приложению к Закону Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО Роща ореха маньчжурского отнесена к памятникам природы, на основании решения Сахоблисполкома от 13 мая 1980 года N 233, постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N 58-па, постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N 59-па.
Пунктом 3.1 постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N 59-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2005 году" установлен режим особой охраны территории памятника природы "Роща ореха маньчжурского".
На территории памятника природы запрещается: - рубки лесных насаждений (за исключением рубок ухода за лесами в насаждениях искусственного происхождения (лесных культурах) в порядке, установленном лесным законодательством); - разведение костров; - повреждение почвенно-растительного покрова; - проезд и стоянка автотранспорта; - устройство туристических стоянок; - складирование отходов, захламление и загрязнение территории; - предоставление участков под застройку; - прокладка дорог и коммуникаций.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения администрации города Южно-Сахалинска к административной ответственности, предусмотренной статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, послужило умышленное невыполнение требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях, запрещающего на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы, которые послужили выдаче разрешения Государственному автономному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва зимних видов спорта" на вырубку зелёных насаждений на территории особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения "Роща маньчжурского ореха".
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации города Южно-Сахалинска квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона о прокуратуре.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации города Южно-Сахалинска к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу с соблюдением положений 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 17.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации города Южно-Сахалинска, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Южно-Сахалинска Евстафьевой Анастасии Андреевны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.