Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шумских М.Г.
судей
при помощнике судьи
Нюхтилиной А.В, Цыганковой В.А.
Кузнецовой К.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании 9 сентября 2021 года апелляционную жалобу ФКУ "УПРДОР Северо-Запад" на решение Василеостровского районного суда районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-1805/2021 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Шумских М.Г, выслушав объяснения представителя ответчика ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" Коробейниковой Р.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Скибенко С.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства" (далее ФКУ УПРДОР "Северо-Запад"), просил обязать ответчика в 280-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод через выпуски N N... в водный объект - ручей Безымянный (идентификатор 1152) до достижения установленных нормативов допустимого сброса, взыскании государственной пошлины в доход государства в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в водные объекты установлено, что Учреждение на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.04.2016 года N 891-Р, выданного Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, использует водный объект - ручей Безымянный (идентификатор 1152) для сброса сточных, в том числе, дренажных, вод через выпуски N N 1 - 9. Из материалов проверки и результатов производственных контролей следует, что в II квартале 2020 года Учреждением допущен сброс сточных вод в вышеуказанный водный объект с превышением установленных нормативов по следующим веществам: азот общий, взвешенные вещества, железо общее, цинк, свинец, БПК5, сульфаты. Кроме того, в III квартале 2020 года Учреждением также допущен сброс сточных вод с превышением нормативов по следующим веществам: ХПК, БПК5, азот общий, железо общее, взвешенные вещества, фосфор общий, цинк, свинец. Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Василеостровского районного суда районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено: обязать ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод через выпуски N 1 - 9 в водный объект - ручей Безымянный (идентификатор 1152) до достижения установленных нормативов допустимого сброса. Взыскать с ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" в доход государства государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Василеостровского районного суда районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года отменить, как незаконное и необоснованное, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На рассмотрение апелляционной жалобы представитель третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности СПб не явился, извещался судом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается отчетом об отслеживании корреспонденции, ходатайств и заявлений об отложении судебного разбирательства, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил.
Судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления проведена проверка соблюдения ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" требований действующего законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в водные объекты.
В ходе проверки установлено, что ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.04.2016 года N 891-Р, выданного Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, используется водный объект - ручей Безымянный (идентификатор 1152) для сброса сточных, в том числе дренажных, вод через выпуски N N 1 - 9.
В соответствии с указанным решением ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" ежеквартально представляет отчеты о выполнении условий использования водного объекта, о выполнении водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 года N 205.
В соответствии с п. 15 вышеназванного Приказа сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения: на бумажном носителе - с реквизитами и заверенные подписью; на электронном носителе - с реквизитами и заверенные электронной подписью.
Нормативы допустимого сброса ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" установлены Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и действовали на момент отбора проб.
В ходе проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проверки ответчиком предоставлены протоколы лабораторных измерений проб сточных вод от 09.06.2020 и от 13.08.2020, проведенных аналитической лабораторией АЛ ООО "Лаборатория".
Из материалов проверки и результатов производственных контролей следует, что во II квартале 2020 года Учреждением допущен сброс сточных вод в ручей Безымянный (идентификатор 1152) с превышением установленных нормативов по следующим веществам: азот общий, взвешенные вещества, железо общее, цинк, свинец, БПК5, сульфаты; в III квартале с превышением установленных нормативов по следующим веществам: ХПК, БПК5, азот общий, железо общее, взвешенные вещества, фосфор общий, цинк, свинец.
Доводы ответчика о том, что ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" не осуществляет деятельность, связанную с образованием загрязненных поверхностных сточных вод и их сбросом в поверхностные водные объекты, расположенные за границей Санкт-Петербурга, часть выпусков поверхностных сточных вод расположена за границами полосы отвода КАД, что не исключает попадание осадков и грунтовых вод с территорий, не входящих в состав КАД, на которых в силу антропогенного воздействия, могут содержаться источники вторичного загрязнения, и в частности поступления БПК5, взвешенные вещества, железо общее, цинк, свинец, подлежащих контролю водопользования, суд оценил критически ввиду следующего.
Материалами дела установлено, что ответчик является водопользователем указанного выше водного объекта. В этой связи на него распространяются требования Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанности водопользователей, в том числе в части необходимости соблюдения прав иных лиц и недопущения причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с решением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности условиями водопользования являются, в том числе: недопущение причинения вреда окружающей среде; осуществление мероприятий по учету объемов сточных вод, их качества.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что именно на ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" возложена ответственность за качество сточных вод, сброшенных в ручей Безымянный (идентификатор 1152) через выпуски N N 1 - 9.
Несмотря на то, что ответчик является федеральным казенным учреждением, на него в полном объеме распространяются требования законодательства в области охраны водных объектов, в том числе, в части соблюдения нормативов предельно допустимого воздействия на водные объекты. Отсутствие либо недостаток финансирования, не может служить основанием для неисполнения требований, установленных действующим законодательством.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что выбросы вредных веществ произошли именно из выпусков, принадлежащих ответчику, каких-либо доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду представлено не было.
Ссылки ответчика на то, что в исковом заявлении не указано, какие конкретно мероприятия должен выполнить ответчик для устранения нарушений, также признаны судом необоснованными, поскольку перечень мероприятий для повышения качества сточных вод обширен и зависит от причин образования указанной негативной ситуации и платежеспособности предприятия, в связи с чем, по мнению суда, ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" должно установить причину сброса сточных вод с превышением установленных нормативов и предпринять соответствующие меры к недопущению подобной ситуации, например, установить фильтры, очистные сооружения или провести другие мероприятия, необходимые в целях достижения необходимого результата, а именно повышения качества сточных вод.
Поскольку в соответствии ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, конкретный перечень данных мероприятий объективно не может быть сформулирован, между тем, указанное не свидетельствует о неисполнимости заявленных требований.
Судом принято во внимание, что выявленные в ходе проверки и указанные в иске нарушения ответчиком на данный момент не устранены, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора Санкт-Петербурга.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагал возможным установить срок, в течение которого ответчик обязан устранить выявленные нарушения, равным 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 44, 55, 56, 60 Водного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями Главы 7 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства РФ и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В доводах апелляционной жалобы ответчик оспаривая выводы суда, указывает, что предоставленного времени, продолжительностью 12 месяцев для устранения выявленных нарушений недостаточно.
С приведенным доводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
При определении срока исполнения решения, суд посчитал необходимым установить продолжительностью 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как следует из материалов дела, 02.06.2020 в ходе проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проверки в адрес ответчика направлено уведомление об установлении сброса сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ.
С исковым заявлением истец обратился в суд 12.01.2020.
Между тем, ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" длительное время не устраняет выявленных нарушений, в настоящее время также не устранено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом определен достаточный срок для исполнения решения с учетом имевшегося у ответчика до принятия решения достаточного времени для выполнения требований законодательства и соблюдения законных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что невыполнение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды создают реальную угрозу безопасности и причинения вреда неопределенного круга лиц, а установленный судом срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным разумным и справедливым.
Кроме того, ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии законных оснований для ее предоставления.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Оспаривая выводы суда, ответчик указывает на то, что истцом представлена таблица превышения нормативов ФКУ УПРДОР "СЕВЕРО-ЗАПАД", которая не соответствует критерию относимости и допустимости, не содержит информации о допущенных ответчиком превышениях нормативов, а также не содержит информации о полномочиях лиц, проводивших отбор проб сточных вод.
Данный довод жалобы подлежит отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу положений ст. 55 ГПК РФ право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, оспаривая выводы суда и ссылки истца на таблицу превышения нормативов, ответчиком в опровержение указанных документов доказательств иного в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
Между тем, таблица превышения ответчиком нормативов по качеству сбрасываемых сточных вод, представленная природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в качестве доказательства выявленных нарушений, содержит информацию, представленную самим ответчиком в Невско-Ладожское бассейновое водное управление в соответствии с п. 2.3.7 Решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Доводы ответчика об использовании гидроботанических площадок для очистки ливневых сточных вод, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 8.2 "ОДМ 218.8.005-2014. Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах", изданных на основании распоряжения Росавтодора от 04.08.2014N1458-р, гидроботаническая площадка - комплексная система малых слабопроточных, мелких естественных или искусственных водоемов (прудов), заросших высшей водной растительностью (камыш, тростник, рдест и др.), с размещением природных сорбентов на дне и/или в фильтрующих кассетах.
Гидроботанические площадки предназначены, в основном, для очистки водных объектов от плавающих на поверхности нефтепродуктов.
В свою очередь, согласно материалам проверки и результатам производственных экологических контролей ответчика во 2 и 3 кварталах 2020 года Учреждением допущен сброс в водный объект - ручей Безымянный (идентификатор 1152) загрязняющих веществ.
Таким образом, использование исключительно гидробонатических площадок для очистки сточных вод не способно восстановить нарушенные природные условия в полном объеме, а именно защитить водные объекты от всех поступающих загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований.
В доводах дополнений к апелляционной жалобе ответчик указывает, что у Общества отсутствует обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимого сброса сточных вод в водные объекты, поскольку нормативно допустимый сброс действующим законодательством не установлен.
Судебная коллегия отклоняет приведенный довод как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 29.04.2016 N 891-Р ФКУ УПРДОР "Северо-Запад" предоставлено право пользования водным объектом для сброса сточных вод по выпускам NN 1 - 9 в ручей Безымянный (идентификатор - 1152).
В силу п. 2.3.11 вышеуказанного Решения максимальное содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов в сточных водах не должно превышать установленных водопользователю нормативов допустимых сбросов, утвержденных приказами Невско-Ладожского бассейнового водного управления.
Вместе с тем, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" сроки действия Решения продлены.
Установленные нормативы продолжают применяться до окончания срока действия Решения.
Таким образом, выданное Обществу решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит требование о недопустимости сброса сточных вод, превышающих концентрации вредных веществ, аналогичные установленным Обществу в нормативах.
В материалы дела истцом представлены сведения о веществах, сброшенных ответчиком в водный объект, а также сведения о допущенных ответчиком превышений нормативов по каждому выпуску отдельно. Иного ответчиком не доказано, а принимая во внимание установленный факт нарушения законных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, вышеуказанные доводы ответчика судебная коллегия полагает несостоятельными.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.