Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СРК "А-Строй" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 года N155-п "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской думы от 26 июня 2007 года N143" по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "СРК "А-Строй", Правительства Пермского края, Администрации города Перми на решение Пермского краевого суда от 13 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "СРК "А-Строй" Серебрянской А.С, представителя Правительства Пермского края Кудиновой Е.В, представителя заинтересованных лиц Администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми Кормщиковой И.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СРК "А-Строй" (далее по тексту - ООО "СРК "А-Строй", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующим пункта 1.3 постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 года N 155-п "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" об изменении границы подзон Ж-2 (П 0, 3), Ж-2 (в 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ЦС-3 и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" и Приложение N 3 к изменениям, которые вносятся в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке. Общество выразило несогласие с процедурой принятия нормативного правового акта, полагая, что в силу положений части 2 статьи 6 Закона Пермского края от 7 декабря 2020 года N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (далее по тексту также - Закон Пермского края N 603-ПК) вопрос о внесении изменений в Правила землепользования в застройки города Перми должен был решаться Пермской городской Думой.
Также в обоснование нарушения порядка принятия оспариваемых положений нормативного правового акта Общество указало, что если Правительство Пермского края является уполномоченным органом на внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, то в таком случае не соблюден Регламент по работе комиссии по подготовке Проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденный приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30 декабря 2020 года N СЭД-31-02-1-4-1037.
Кроме того, административный истец считает, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает возможные виды разрешенного использования земельного участка, Правила землепользования и застройки г. Перми в редакции оспариваемого акта не соответствует Генеральному плану города Перми, так как Генеральным планом г. Перми в отношении земельного участка не предусмотрено использование его под цели, такие как "спорт, обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, водный спорт, причалы для маломерных судов", территориальная зона ЦС-3 не соотносится с установленной функциональной зоной согласно документам градостроительного зонирования.
Полагает, что нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца, ограничивая возможности использования земельного участка, а также в части размера выкупной стоимости земельного участка по договору купли-продажи, так как стоимость была рассчитана исходя из нахождения земельного участка в территориальной зоне Ж-2.
Решением Пермского краевого суда от 13 июля 2021 года административное исковое заявление ООО "СРК "А-Строй" удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.3 постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 года N 155-п "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской думы от 26 июня 2007 года N 143" об изменении границы подзон Ж-2 (П 0, 3), Ж-2 (в 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ЦС-3 и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения и границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" и приложение N3 к изменениям, которые вносятся в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143.
Взысканы с Правительства Пермского края в пользу ООО "СРК "А-Строй" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционных жалобах Правительством Пермского края, Администрацией города Перми и дополнениях к ней ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного, основанного на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе ООО "СРК "А-Строй" просит изменить мотивировочную часть решения Пермского краевого суда от 13 июля 2021 года (без изменения резолютивной части решения суда) путем указания в судебном акте суда апелляционной инстанции на принятие постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 года N 155-п не уполномоченным органом государственной власти - Правительством Пермского края и нарушение процедуры принятия нормативного правового акта в части неприменения при утверждении постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 года N 155-п Регламента работы комиссии по подготовке Проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденного приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30 декабря 2020 года N СЭД-31-02-1-4-1037.
Относительно апелляционных жалоб Правительства Пермского края, Администрации города Перми, участвующим в деле прокурором, административным истцом представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ООО "СРК "А-Строй" ФИО1 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, просила изменить решение суда, апелляционные жалобы Правительства Пермского края, Администрации города Перми полагала подлежащими оставлению без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Правительства Пермского края ФИО2 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила отменить решение суда.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми ФИО3, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Администрации города Перми поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила отменить решение суда.
В заключении прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СРК "А-Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
Решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
Постановлением Правительства Пермского края N 155-п от 17 марта 2021 года в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 внесены изменения: согласно пункту 1.3 изменены границы подзон Ж-2 (П 0, 3), Ж-2 (в 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером N по "адрес". Изменение границ в отношении земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" изложены в редакции согласно приложению 3 к изменениям.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. При этом суд исходил из того, что постановление от 17 марта 2021 года N 155-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений Закона Пермского края от 7 декабря 2020 года N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае", статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05 октября 2007 года N 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемого нормативного правового акта, суд исходил из того, что акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Согласно положениям статей 37, 38 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года N 150 "О принятии Устава города Перми", Пермская городская Дума является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми, к компетенции которой относится утверждение Генерального плана города Перми, внесение в него изменений; утверждение Правил землепользования и застройки города Перми, внесение в них изменений.
В соответствии со статьей 2 Устава города Перми, город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом, в границах которого осуществляется местное самоуправление. Наименования Пермский городской округ и город Пермь равнозначны.
Согласно статьям 36, 37 Устава города Перми в структуру органов местного самоуправления города Перми Пермского края входит Пермская городская Дума - представительный орган городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Устава города Перми Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми.
До 1 января 2021 года к компетенции городской Думы относилось утверждение генерального плана города Перми и внесении в него изменений (пункт 6 статьи 38 Устава, в редакции от 24 сентября 2019 года N 203), после 1 января 2021 года указанные полномочия в соответствии с Законом Пермского края от 7 декабря 2020 года N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" переданы Правительству Пермского края.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Пермского края от 7 декабря 2020 года N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения по утверждению документов, указанных в пунктах 1, 2 части 1, пункте 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, и внесению в них изменений в случае, если указанные документы на дату вступления настоящего Закона в силу переданы в органы местного самоуправления Пермского городского округа, в полномочия которых входит их утверждение.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Пермского края N 603-ПК, Правительство Пермского края осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: утверждает генеральный план Пермского городского округа, вносит в него изменения; утверждает правила землепользования и застройки Пермского городского округа, вносит в них изменения; утверждает положение о порядке подготовки генерального плана Пермского городского округа и порядок внесения в него изменений; утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Пермского края N 603-ПК, исполнительный орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия в сфере градостроительства и архитектуры, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: принимает решения о подготовке проекта генерального плана Пермского городского округа, о внесении в него изменений, осуществляет подготовку генерального плана Пермского городского округа, внесение в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и Устав города Перми пришел к верному выводу о том, что до 1 января 2021 года органом местного самоуправления, уполномоченным на утверждение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми являлась Пермская городская Дума.
Как следует из материалов дела, Комиссией по землепользованию и застройке города Перми от 24 декабря 2020 года принято решение рекомендовать Главе города Перми направить на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проект решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми в отношении земельного участка с кадастровым номером N по "адрес"
Вместе тем, судом установлено, что Главой города Перми указанный проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки для рассмотрения в Пермскую городскую Думу не направлялся.
Поскольку документы для утверждения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми в Пермскую городскую Думу до 1 января 2021 года не поступали, а в январе 2021 года были переданы в исполнительный орган государственной власти, с учетом положений части 2 статьи 6 Закона Пермского края N 603-ПК суд пришел к правильному выводу о том, что Правительство Пермского края является уполномоченным органом для принятия решения об утверждении изменений в Правила землепользовании и застройки города Перми.
Довод апелляционной жалобы ООО "СРК "А-Строй" о применении при разработке постановления Правительства Пермского края Регламента работы Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденного приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30.12.2020 года N 31-02-1-4-1037 отклоняется судом апелляционной инстанции как не состоятельный, поскольку указанный Регламент разработан в целях обеспечения деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил и ее взаимодействия с Министерством, иными органами государственной власти, органами местного самоуправления Пермского городского округа, иными организациями и заинтересованными лицами в рамках осуществления своих функций и определяет деятельность комиссии по подготовке проекта Правил и рассмотрению предложений, заявлений заинтересованных лиц о внесении изменений в Правила. Как следует из материалов дела, необходимая процедура до стадии передачи документов для утверждения изменений была проведена и соблюдена, Регламентом не предусмотрено повторное проведение процедуры подготовки проекта изменений в Правила.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод о наличии по настоящему делу такого основания. При этом суд первой инстанции исходил из несоответствия установленной в отношении земельного участка территориальной зоны ЦС-3 (зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) генеральному плану города Перми.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО " "данные изъяты"" 25 декабря 2015 года заключен договор аренды земельного участка для строительства N 109-15Д.
Согласно пункту 1.1 договора, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Разрешенное использование земельного участка - строительство спортивного комплекса. Земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1) (т.1, л.д.51-58).
Как следует из материалов дела, 26 декабря 2017 года между ООО "Жилсоцинвест" и ООО "СРК А-Строй" заключен договор перенайма N 9Ж-7-47/17 указанного земельного участка (т.1, л.д.48-51).
Согласно пункту 1.1 предметом договора является передача арендатором принадлежащих ему прав и обязанностей по договору от 25 декабря 2015 года N 109-15Д аренды земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" для строительства спортивного комплекса.
Департаментом градостроительства 20 декабря 2019 года ООО "СРК А-Строй" выдано разрешение N 59-RU90303000-104-2019/1 на строительство спортивного комплекса по "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N сроком до 14 июня 2020 года, и последующим продлением разрешения до 31 декабря 2020 года. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 17 декабря 2020 года выдано разрешение N 59-RU90303000-104-2019 на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного на указанном земельном участке (т.1, л.д.42-44, 45-47).
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N расположены объекты недвижимости: здание мужской раздевалки с кадастровым номером N помещение для хранения спортивного инвентаря с кадастровым номером N, здание для общефизической подготовки с кадастровым номером N помещение для хранения спортивного инвентаря с кадастровым номером N здание женской раздевалки с кадастровым номером N, принадлежащие административному истцу на праве собственности (право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН в январе 2021 года), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости (т.1, л.д.32-41).
После регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости, ООО "СРК "А-Строй" 25 января 2021 года обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N под объектами недвижимости, на что 24 февраля 2021 года Департаментом в адрес Общества направлено письмо N 21-01-06-И-1003 о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка с указанием цены выкупаемого объекта в размере 12 467 689 рублей.
15 марта 2021 года между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "СРК "А-Строй" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N Земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-2 (т.2, л.д.18-20).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 апреля 2021 года, за административным истцом 31 марта 2021 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства спортивного комплекса по "адрес", для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу: "адрес" (т.1, л.д.29-31).
Согласно ответу Управления Росреестра по Пермскому краю от 13 июля 2021 года, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N соответствует виду разрешенного использования по классификатору Росреестра - для объектов общественно-делового значения, также указанного в сведениях ЕГРН при постановке на учет земельного участка 24 июня 2015 года.
Согласно генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2020 года N 205 территория, расположенная по адресу: "адрес" отнесена к функциональной зоне жилой застройки (СТН-Д).
Согласно описанию функциональной зоны СТН-Д генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205, формирование СТН-Д (зона жилой застройки) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: преимущественно жилого использования территорий; возможности сочетания многоэтажных жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов не выше трех этажей. Посредством внесения изменений в ПЗЗ могут устанавливаться зоны и/или подзоны размещения зданий жилого и нежилого назначения выше четырех этажей; формирования жилой застройки с квартирами большей площади по сравнению с квартирами жилой застройки в СТН видов А, Б и В (посредством введения соответствующих показателей в градостроительные регламенты в составе ПЗЗ); развития общественно-деловых и культурно-бытовых центров вдоль улиц с возможностью осуществлять широкий спектр коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных преимущественно на удовлетворение повседневных потребностей населения; повышение в перспективе степени разнообразия функций в пределах данной функциональной зоны без расширения ее границ.
Согласно материалам дела, в Комиссию по землепользованию и застройке г. Перми от Департамента земельных отношений администрации г. Перми поступило предложение N 059-21-01-08/3-3911 от 9 сентября 2020 года об установлении территориальной зоны спортивных, спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), в отношении земельного участка N по "адрес" (т. 1, л.д.135-136), в обоснование которого указано сохранение существующего использования земельных участков после предоставления их в собственность под физкультурно-оздоровительные центры (комплексы).
14 сентября 2020 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми утверждено заключение на проект решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" (т.1, л.д.220-221).
На основании постановления главы города Перми N 164 от 16 сентября 2020 года назначены публичные слушания по рассмотрению проекта решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2077 года N 143" в части: изменения границ территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) (П 0, 3), Ж-2 (в 6 эт.), включив в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельный участок с кадастровым номером N по "адрес"
13 октября 2020 года административный истец ООО "СРК "А-Строй" в адрес Комиссии по землепользованию и застройке г. Перми направил замечания и возражения по проекту решения Пермской городской Думы об изменении территориального зонирования, в которых указано на то, что внесение изменений в правила землепользования и застройки повлекут за собой на ограничение возможностей использования земельного участка, несоответствие функциональным параметрам планировочного развития территории, также указано на то, что в изменениях не учтена планировка территории (т.1, л.д.62-63).
На заседании Комиссии по землепользованию и застройке г. Перми от 24 декабря 2020 года было принято решение: рекомендовать Главе города Перми направить проект решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" на рассмотрение в Пермскую городскую Думу по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми об установлении зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) в отношении земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" (л.д.65-74), замечания Общества по проекту изменений отклонены.
Постановлением Правительства Пермского края N 155-п от 17 марта 2021 года в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 внесены изменения, согласно которым, изменены границы подзон Ж-2 (П 0, 3), Ж-2 (в 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" (т.1, л.д.18-28).
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы N 143 от 26 июня 2007 года, территориальная зона Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки) выделена для формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных жилых домов с широким спектром услуг.
К основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж-2 относятся: среднеэтажная застройка, общежития, дошкольное, начальное и среднее общее образование, площадки для занятий спортом, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, общественное питание, объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха.
Согласно справке по градостроительным условиям земельного участка, расположенного в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, основными видами использования зоны ЦС-3 (зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) является: спорт (5.1), обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий (5.1.1), водный спорт (5.1.5), причалы для маломерных судов (5.4), ремонт автомобилей (4.9.1.4).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 18.08.2021 года спорный земельный участок в настоящее время имеет вид разрешенного использования: "магазины, бытовое обслуживание".
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды.
С учетом положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, статей 32, 33, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции сделан верный вывод, что генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Таким образом, отнесение земельного участка ООО "СРК "А-Строй" к территориальной зоне ЦС-3 (зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) противоречит генеральному плану города Перми и существенно ограничивает возможные виды разрешенного использования земельного участка по сравнению с территориальными зонами, соответствующими функциональной зоне СТН-Д.
Нарушение прав административного истца, как собственника земельного участка выражается в ограничении возможностей использования земельного участка, в противоречии с имеющимся разрешенным использованием земельного участка, включающим указание не только на использование под спортивный комплекс, но и для объектов общественно-делового значения.
При этом судом первой инстанции по указанным выше основаниям обоснованно отклонены как несостоятельные доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что установление зоны ЦС-3 не противоречит генеральному плану города Перми, поскольку функциональная зона СТН-Д предназначена в том числе для осуществления широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных преимущественно на удовлетворение повседневных потребностей населения.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке, они являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "СРК "А-Строй", Правительства Пермского края, Администрации города Перми - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.