Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Пушкаревой Н.В, Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Забайкальским краевым судом, кассационную жалобу Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2021 года по делу N 2а-3012/2021 по административным искам Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о признании незаконными и отмене представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" и администрации городского округа "Город Чита" Абраменковой Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю Матафоновой Н.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) обратился в суд с административными исками, объединенными судом в одно производство, о признании незаконными представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вынесенных Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее - ГУ МЧС, административный орган) в адрес Комитета по итогам отдельных проверок в отношении МБОУ "СОШ N 20", МБОУ "СОШ N 14", МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28", МБОУ "Начальная образовательная школа N 31" и МБ ДОУ "Детский сад N 25", в рамках которых выявлены нарушения данными учреждениями требований пожарной безопасности, мотивируя тем, что Комитет не является лицом, допустившим возникновение причин и условий, способствовавших нарушению требований пожарной безопасности; образовательные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами и должны самостоятельно устранять нарушения требований пожарной безопасности; Комитет не обладает правом распоряжаться финансовыми средствами, принадлежащими образовательным учреждениям; не является собственником имущества этих образовательных учреждений и не наделен правом пользования и распоряжения соответствующим имуществом.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены МБОУ "СОШ N 20", МБОУ "СОШ N 14", МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28", МБОУ "Начальная образовательная школа N 31" и МБДОУ "Детский сад N 25".
Решением Центрального районного суда города Читы от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 октября 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права. Повторяя доводы, приведенные в обоснование заявленных требований, истец настаивает на незаконности оспариваемых представлений, указывая, что не является органом местного самоуправления. Возложение на Комитет обязанности по финансированию образовательных учреждений и неисполнение Комитетом указанной обязанности полагает недоказанным. Отмечает, что в отношении Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" дело об административном правонарушении не рассматривалось; доказательств того, что оспариваемые представления выданы Комитету образования администрации городского округа "Город Чита" по результатам иных административных процедур, административным ответчиком не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители иных заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжений ГУ МЧС от 26 января 2021 года N 35, от 16 февраля 2021 года NN 54-56 и от 9 марта 2021 года N 71 проведены плановые выездные проверки в отношении образовательных учреждений г. Читы - МБОУ "СОШ N 20", МБОУ "СОШ N 14", МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28", МБОУ "Начальная образовательная школа N 31", МБДОУ "Детский сад N 25".
По результатам проверок составлены соответствующие акты, в которых зафиксированы следующие нарушения:
- МБОУ "СОШ N 20" - в здании школы противопожарные преграды, отделяющие помещения кухни от других помещений с иным классом функционального назначения, не имеют соответствующего заполнения (акт проверки от 29 марта 2021 года N 55);
- МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 31" - на объекте защиты противопожарные преграды, отделяющие помещения кухни- столовой от других помещений с иным классом функционального назначения (вестибюль и лестничный пролет), не имеют соответствующего заполнения противопожарной преграды; на объекте защиты на дверях складских и производственных помещений отсутствуют обозначение категории по взрывопожарной опасности; на объекте защиты противопожарные преграды, отделяющие помещение электрощитовой от помещения санузла на первом этаже здания, не имеют соответствующего заполнения противопожарной преграды (акт проверки от 1 марта 2021 года N 35);
- МБДОУ "Детский сад N 25" - в комнате охраны детского сада пожарные извещатели расположены на расстоянии 10 см от осветительного прибора; в складском помещении детского сада пожарные извещатели расположены на расстоянии 10 см от осветительного прибора; в здании детского сада противопожарные преграды, отделяющие помещение кухни от других помещений с иным классом функционального назначения, не имеют соответствующего заполнения противопожарной преграды; в 5 группе двери эвакуационного выхода не оборудованы доводчиками для самозакрывания и уплотнения в притворах; не обеспечено наличие на дверях помещения склада продуктов обозначение по взрывопожарной и пожарной опасности; в 1 группе здания детского сада в пос. Ясный двери эвакуационного выхода не оборудованы доводчиками для самозакрывания и уплотнения в притворах; в здании детского сада в пос. Ясный возле медицинского кабинета двери эвакуационного выхода не оборудованы доводчиками для самозакрывания и уплотнения в притворах (акт проверки от 29 марта 2021 года N 56);
- МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28" - во 2-м корпусе помещение кухни и продуктового склада, образующие один пожарный отсек не имеют соответствующего заполнения противопожарных преград, отделяющих их от помещений с иным классом функционального назначения; на объекте защиты двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; в 1-м корпусе на 1-м этаже, помещение кастелянной не имеет соответствующего заполнения противопожарных преград, отделяющих его от помещений с иным классом функционального назначения; в 1-м корпусе на 1-м этаже помещение костюмерной не имеет соответствующего заполнения противопожарных преград, отделяющих его от помещений с иным классом функционального назначения; основные размеры и вид конструкций наружных металлических лестниц не соответствуют требованиям (акт проверки от 25 марта 2021 года N 71);
- МБОУ "СОШ N 14" - на объекте защиты противопожарные преграды, отделяющие помещения кухни-столовой от других помещений с иным классом функционального назначения, не имеют соответствующего заполнения противопожарной преграды; на объекте защиты на дверях складских и производственных помещений отсутствуют обозначение категории по взрывопожарной опасности (акт проверки от 29 марта 2021 года N 54).
По результатам проверок в адрес перечисленных образовательных учреждений выданы предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Также по итогам проверок образовательные учреждения постановлениями ГУ МЧС привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности) с назначением административных наказаний в виде предупреждений.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на имя председателя Комитета главным государственным инспектором г. Читы по пожарному надзору отдела надзорной деятельности по г. Чите ГУ МЧС выданы представления от 29 марта 2021 года (по МБОУ "СОШ N 20"), от 30 марта 2021 года (по МБОУ "СОШ N 14", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28", МБДОУ "Детский сад N 25"), от 23 марта 2021 года (по МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 31") об устранении причин и условий, способствовавших совершению данных правонарушений, которыми на председателя Комитета возложена обязанность по их рассмотрению в течение месяца со дня получения и по сообщению о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представления.
Полагая, что данные представления не основаны на законе, Комитет обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1).
Согласно пункту 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, распространяющего свое действие на спорные правоотношения, должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия).
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Исходя из уставов МБОУ "СОШ N 20", МБОУ "СОШ N 14", МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 28", МБОУ "Начальная образовательная школа N 31" и МБДОУ "Детский сад N 25" указанные муниципальные образовательные учреждения являются юридическими лицами, обладают обособленным на праве оперативного управления имуществом, самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, могут иметь самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Учредителем данных учреждений является городской округ "Город Чита". Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа "Город Чита", от имени которой действует Комитет образования администрации городского округа "Город Чита". Собственником имущества учреждений является городской округ "Город Чита" в лице администрации городского округа "Город Чита". Финансовое обеспечение учреждений осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа "Город Чита".
В соответствии с Положением о Комитете образования администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 27 ноября 2008 года N 209, основным предметом и целями деятельности Комитета образования являются, в том числе, обеспечение соблюдения муниципальными образовательными организациями действующего законодательства РФ (пункт 3.1).
В рамках своей компетенции Комитет, в частности, осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на данные цели в соответствующий финансовый год; подготовку расчетов и предложений по разделу "Образование" при формировании бюджета городского округа "Город Чита"; формирование и утверждение муниципальных заданий для муниципальных образовательных организаций; иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.2).
Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 29 декабря 2014 года N 215 утверждено Положение о порядке осуществления контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных комитету образования администрации городского округа "Город Чита", которое устанавливает нормативное регулирование деятельности Комитета в части осуществления контроля за деятельностью подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений, и определяет принципы взаимодействия Комитета и данными учреждениями при проведении ведомственного контроля. Предметом контроля является соблюдение учреждениями обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами (пункт 1.2 Положения). Основными задачами контроля, среди прочего, являются определение эффективности использования бюджетных средств; оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности; оценка качества мероприятий, не входящих в муниципальное задание; получение достоверной информации об условиях организации, содержания и результатах образовательного процесса в подведомственных учреждениях; осуществление контроля за исполнением подведомственными учреждениями действующего законодательства РФ (пункт 1.5).
Контроль за деятельностью подведомственных учреждений осуществляется, в частности, по таким направлениям, как установление готовности к новому учебному году, комплектование учреждений, соблюдение иных требований, установленных уставом и локальными актами. Критериями оценки деятельности учреждений является отсутствие нарушений действующего законодательства (пункты 1.6, 1.7 Положения).
В порядке осуществления контроля Комитет наделен полномочиями по проведению проверок в отношении учреждений, в том числе в форме плановых и внеплановых проверок.
Учитывая приведенное правовое регулирование суды пришли к верному выводу о том, что одной из обязанностей Комитета является обязанность по осуществлению контроля за деятельностью образовательных учреждений, в том числе - на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства, к которым относятся и требования пожарной безопасности; для этих целей Комитет, выступающий в данных правоотношениях от лица учредителя, обладает рядом административных инструментов, включая периодические проверки с целью выявления тех или иных нарушений и принятия мер к их устранению подведомственными учреждениями.
При таких данных доводы административного истца о том, что Комитет не является организацией, уполномоченной принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений образовательными учреждениями, обоснованно отклонены судами двух инстанций.
Каких-либо обязанностей, выходящих за пределы полномочий Комитета, на административного истца оспариваемыми представлениями не возложено, вмешательства в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов местного самоуправления не допущено. Наличие у образовательных учреждений правового статуса самостоятельных юридических лиц, как верно указано судами, не устраняет обязанности Комитета принимать меры по обеспечению финансирования деятельности учреждений и не исключает ведомственного контроля за соблюдением ими обязательных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об обратном выражают несогласие истца с выводами судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.