Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-66/2021 по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Кузнецовой Елены Анатольевны и Петрищевой Ларисы Юрьевны о признании недействующим в части постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области N 26 - п от 24 июня 2016 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" и недействующим постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области N 31 от 25 июля 2018 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань", по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 2 июня 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения административного истца индивидуального предпринимателя Кузнецовой Е.А, действующей также как представитель административного истца индивидуального предпринимателя Петрищевой Л.Ю, административного истца индивидуального предпринимателя Петрищеву Л.Ю, представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Суодайтис Д.А, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" Клишина А.Ю, пояснения специалиста ФИО10, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление N 26-П от 24 июня 2016 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (далее - постановление N 26-п).
25 июня 2018 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление N 31 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (далее - постановление N 31). Этим же постановлением постановление N 26-п признано утратившим силу.
Административный истец Кузнецова Е.А. обратилась в Астраханский областной суд о признании недействующим со дня принятия постановления N26-П в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (0, 02888, Гкал/кв.м) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно, постановление N 31 просила признать недействующим полностью.
Петрищева Л.Ю, с учетом уточнений к иску, также просила признать недействующим со дня принятия постановление N 31 в целом, в том числе в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (0, 02883 Гкал/кв.м) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 5-9 многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно.
В обоснование административными истцами указано на определение нормативов потребления коммунальных услуг расчетным методом в нарушение установленным Правилами N 306, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила N 306), первичности применения метода аналогов. Рассчитанные нормативы не соответствуют положениям Правил N 306, поскольку при расчете такого параметра как количество тепловой энергии неверно применены расчетная температура наружного воздуха, продолжительность отопительного периода, что привело к увеличению норматива потребления коммунальной услуги (формулы 18 и 19 Правил N 306). Административный ответчик не рассчитывал самостоятельно часовую тепловую нагрузку для применения расчетного метода, а использовал не проверенные данные ресурсоснабжающих организаций, тогда как все расчеты должны быть проверены, проанализированы и рассчитаны только министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Решением Астраханского областного суда от 2 июня 2021 г. признаны недействующими со дня принятия:
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (0, 02888) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения N1, утвержденных Постановлением N 26 - п;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (0, 02869) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения N1, утвержденных Постановлением N 31;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО "Город Астрахань" (0, 02864) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 5-9 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения N1, утвержденных Постановлением N 31.
На решение суда административным ответчиком Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене судебного акта, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывает на обоснованный расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом в связи с недостаточностью данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных или жилых домах на территории МО г. Астрахань, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, в соответствии с пунктом 22 правил N 306. Часовая нагрузка на отопление была определена на основании сведений, представленных ресурсоснабжающими организациями Астраханской области. Среднесуточная температура была определена согласно СНиП 23-01-99, не отмененных до настоящего времени.
В суд апелляционной инстанции административным ответчиком были представлены дополнительные письменные пояснения.
Относительно доводов апелляционной жалобы административными истцами представлены возражения, а также письменные пояснения.
Заинтересованным лицом ООО "Астраханские тепловые сети" представлен письменный отзыв, в котором Общество доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, специалиста со стороны административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Проанализировав положения Правил N 306, Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 101-П, статью 15 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. N 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспаривание постановления приняты уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликованы.
По данным основаниям решение суда не обжалуется.
Также суд, с учетом положений части 1 статьи 208, части 8 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", правомерно установил, что оспариваемые постановления являются нормативными актами, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления коммунальной услуги по отоплению на территории города Астрахани, а административные истцы, как собственники нежилых помещений, являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Признавая недействующими в части оспариваемых постановлений, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов, отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
При расчете часовой тепловой нагрузки для применения расчетного метода, как верно указал суд первой инстанции, административный ответчик использовал не проверенные данные ресурсоснабжающих организаций, тогда как все расчеты должны быть проверены, проанализированы и рассчитаны только министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в соответствии с требованиями Правил N 306 (пункт 9).
Доводы апелляционной жалобы о возможности применения СНиП 23-01-99, принятых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 45, со ссылкой на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 18529-08/ИП-ОГ, судебная коллегия находит их несостоятельными, поскольку 1 января 2013 г. был принят новый СП 131.13330.2021 Строительная климатология, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 275, а названное Письмо от ДД.ММ.ГГГГ г. только разъясняло статус сводов правил - актуализированных СНиПов на период переходного периода подготовки Перечня национальных стандартов и сводов правил.
Момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействительными, определен судом верно, с учетом имеющихся споров о взыскании задолженности по постановлениям, поскольку признание с момента вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и интересов административных истцов в соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского областного суда от 2 июня 2021 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.