Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А, при секретаре Понкрашовой Т.Н, с участием прокурора Дзех К.А, представителя административного истца - ООО "Веза" Киндирова А.С, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Веза" об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1593), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592), УСТАНОВИЛ:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1593 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1593 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 октября 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 октября 2021 года.
В указанные Перечни включены объекты недвижимости, расположенные на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в том числе здание с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец ООО "Веза" обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего Обществу указанного нежилого здания с кадастровым N, ссылаясь на то, что данный объект недвижимости не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение данного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права Общества, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, в то время как данный объект не предназначен для использования и не используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Веза" Киндиров А.С. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости необоснованно включен в оспариваемые Перечни, поскольку используется для непосредственного и непрерывного обслуживания ООО "Веза", основным видом деятельности которого является производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать недействующими с 01 января 2020 года пункт 11916 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1593, и с 01 января 2021 года пункт 12811 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592, в части включения в них нежилого здания с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", в связи с отсутствием критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что по сведениям из ЕГРН объект с кадастровым N имеет назначение: "нежилое здание", наименование: "пристройка к экспериментальному участку". Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым N, вид разрешенного использования земельного участка "для использования магазина-павильона". Считает, что с учетом указанного вида разрешенного использования земельного участка, включение принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы соответствует требованиям подп. 1 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Веза" Киндирова А.С, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, заключение прокурора Дзех К.А, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций", согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2, 0 процента (часть 3 статьи 1).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" и от 27 ноября 2020 года N 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592 и 1593, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости административному истцу ООО "Веза" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание, назначение:нежилое, наименование: пристройка к экспериментальному участку, площадью 2 208, 5 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 0, кадастровый N, адрес: "адрес".
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: в Перечень на 2020 год - пункт 11916, в Перечень на 2021 год - пункт 12811.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 и от 27 ноября 2020 года N 1723.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой.
При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, т.к. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, имевшейся на момент определения оспариваемых Перечней в распоряжении управления имущественных отношений Брянской области, объект недвижимости с кадастровым N расположен на земельном участке с кадастровым N с видом разрешенного использования земельного участка "для использования магазина -павильона".
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", под кодом 4.3 с наименованием "Рынки", под кодом 4.4 с наименованием "Магазины" в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Согласно информации от 15 октября 2021 года, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, по сведениям из ЕГРН по состоянию на 25 ноября 2019 года объект недвижимости - пристройка к экспериментальному участку, расположенный по адресу: Брянская область, гор.Брянск, пр-кт Московский, д.86, с кадастровым N, был расположен в границах земельного участка с кадастровым N. В результате исправления технической ошибки, данные сведения 10 ноября 2020 года были скорректированы и по состоянию на 27 ноября 2020 года и на сегодняшний день связь с земельным участком (земельными участками) отсутствует. При этом в отношении объекта недвижимости с кадастровым N документы об уточнении сведений его местоположения в Филиал не поступали.
В соответствии с представленным представителем административного истца заключением кадастрового инженера ООО "Глобус" Тупикиной Ю.В, в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что пристройка к экспериментальному участку, площадью 2 208, 5 кв.м, с кадастровым N расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" Участки огорожены забором, доступ к пристройке с кадастровым N осуществляется через проходные.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости и вступившего в законную силу решения Брянского областного суда от 23 ноября 2020 года по административному делу по административному иску ООО "Веза" об оспаривании Перечней объектов недвижимости имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следует, что земельный участок с кадастровым N, площадью 9259+/-33, 6 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель-земли населенных пунктов, имеет виды разрешенного использования: для использования здания экспериментального участка. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 августа 2002 года и передан Брянской городской администрацией ООО "Веза" в аренду сроком на 49 лет (с 01 января 2006 года по 01 января 2055 года) на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 35645 от 23 марта 2006 года для использования здания экспериментального участка, пристройки к экспериментальному участку.
Земельный участок с кадастровым N, площадью 840+/-10 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель-земли населенных пунктов, имеет виды разрешенного использования: для использовния здания экспериментального участка. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 апреля 2011 года и передан управлением имущественных отношений Брянской области ООО "Веза" в аренду сроком на 49 лет (с 29 июня 2011 года до 29 июня 2060 года) на основании договора аренды N 45711 земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 29 июня 2011 года для использования в целях: для использования здания экспериментального участка.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, указанные выше виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" на которых, как установлено судом, расположен спорный объект недвижимости, однозначно не свидетельствуют о предназначении данных земельных участков для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость, в том числе торговых объектов. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанных земельных участков в материалах дела не содержится.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения; взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 374-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый мир" на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым N в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы по виду разрешенного использования земельного участка в данном случае не имеется.
Доказательств, подтверждающих наличие иных оснований для включения спорного объекта в указанные Перечни, административным ответчиком не представлено.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым N согласно правоустанавливающим документам имеет назначение: нежилое, наименование: пристройка к экспериментальному участку.
Согласно техническому паспорту на нежилое здание, наименование: здание экспериментального участка, составленному муниципальным унитарным предприятием технической инвентаризации гор.Брянска по состоянию на 03 сентября 2004 года, назначение и использование здания - производственное, в соответствии с экспликацией к поэтажном плану здания в его составе имеются помещения с наименованием: "венткамера", "кладовая", "тамбур", "котельная", "производственное", "санузел", "мастерская", "раздевалка", "душевая", "комната отдыха" "сауна", "бассейн", "кабинет", "актовый зал".
Таким образом, из правоустанавливающих документов и технической документации, имевшейся на момент включения принадлежащего административному истцу спорного объекта в оспариваемые Перечни на 2020 -2021 годы, нельзя сделать безусловный вывод о том, что данное нежилое здание является объектом, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к видам объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из объяснений представителя административного истца Киндирова А.С. и представленных документов, спорное нежилое здание не имеет самостоятельного офисного назначения, используется ООО "Веза" в целях осуществления производственной деятельности, в аренду помещения, расположенные в указанном здании, не сдаются, в здании располагаются рабочие кабинеты и рабочие места сотрудников предприятия, участвующих в производственном процессе, в подтверждение чего представлены Положение об организации пропускного режима на территорию филиала "Веза-Брянск" ООО "Веза" и штатные расписания ООО "Веза", согласно которым организационную структуру Общества составляет административно - управленческий, административно-хозяйственный и обслуживающий персонал, осуществляющий производственную деятельность.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Наличие в спорном нежилом здании кабинетов, в которых размещаются различные службы данного Общества и сотрудники осуществляют свои трудовые функции (вспомогательные и кабинеты, в которых сотрудники осуществляют свою трудовую деятельность, обеспечивающую функционирование общества), не может определять предназначение спорного объекта в целом как офисного.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначение для использования нежилого здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещении, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней документы технического учета на спорное нежилое здание содержали сведения о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено. При этом, исходя из того, что термин "кабинет" не тождественен термину "офис", суд приходит к выводу, что площадь всех помещений указанного здания, имеющих наименование "кабинет", не имеет правового значения и не может являться условием включения данного здания в перечень объектов недвижимого имущества без установления его фактического использования в качестве объекта, отвечающего критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование указанного нежилого здания в целях размещения объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела не представлено. При этом, как следует из объяснений представителя административного ответчика, обследование спорного объекта на предмет его фактического использования перед включением в оспариваемые Перечни на 2020 - 2021 годы не проводилось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни, не представлено.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО "Веза".
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Веза" удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 11916 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1593), в части включения в него здания, кадастровый N, адрес: "адрес".
Признать не действующим с 01 января 2021 года пункт 12811 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 сентября 2021 года N 1592), в части включения в него здания, кадастровый N, адрес: "адрес".
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 29 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.