Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Павленка С.В, судей:
Масенина П.Е. и Перепелкина А.И, при помощнике судьи Мегрибаняне М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-481/2021 по апелляционной жалобе представителя административно ответчика - начальника филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "Северный") Ковалец Е.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 года, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части 62716 мичмана Ваулина Константина Сергеевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и начальника филиала "Северный", связанных с возвратом документов на изменение категории участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с ноября 2006 года по ноябрь 2014 года ФИО1 проходил военную службу по контракту. По достижении общей продолжительность военной службы 3 года он был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр НИС) с открытием именного накопительного счёта (далее - ИНС).
В сентябре 2014 года административный истец уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта о прохождении военной службы, в связи чем в ноябре того же года был исключён из списков личного состава воинской части, а также из реестра участников НИС. При этом право на использование накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на его ИНС, у него не возникло.
В октябре 2015 года ФИО1 вновь поступил на военную службу по контракту, в связи с чем был включён в реестр участников НИС с присвоением признака категории участника НИС - "16", которая не предусматривает на вновь открытом ИНС учёт денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, ранее учтённых на его ИНС на день возникновения основания для исключения из реестра участников НИС.
В связи с изменением законодательства ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с рапортом, в котором просил командира воинской части о направлении в подразделение жилищного обеспечения документов для внесения в реестр участников НИС изменений его категории участника НИС, а именно с "16" на "15", что было сделано.
В июне 2021 года документы по внесению вышеуказанных изменений в реестр участников НИС рассмотрены начальником филиала "Северный" и оставлены без реализации по мотиву отсутствия оснований для этого.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 в августе 2021 года обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными как действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по включению его в реестр участников НИС по "16" категории, так и вышеуказанное решение начальника филиала "Северный", возложив на указанное должностное лицо обязанность включить в сводную таблицу данные по изменению ему категории участника НИС с "16" на "15".
Кроме того, просил взыскать Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия начальника филиала "Северный" по возврату документов на изменение административному истцу категории участника НИС и обязал должностное лицо подготовить и направить в регистрирующий орган данные документы, а также взыскал с возглавляемого им филиала судебные расходы.
В удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника филиала "Северный", не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства административного дела, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и применение норм материального права.
Отмечает, что в силу ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, как ранее включённый в реестр участников НИС и уволенный с военной службы в 2014 года по истечении срока контракта, при повторном поступлении на военную службу в октябре 2015 года на основании оформленных воинской частью документов был включён в реестр участников НИС с присвоением категории участника НИС "16".
Утверждает, что поскольку соответствующие изменения, вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 повторно поступил на военную службу в октябре 2015 года, то эти изменения не распространяются на ранее возникшие правоотношения, а поэтому он не имеет права на включение в реестр участников НИС по "15" категории участника НИС.
В заключение жалобы обращает внимание, что оспоренным решением не были нарушены права административного истца, поскольку только Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, являющийся регистрирующим органом, наделён полномочиями по внесению изменений в реестр участников НИС.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса и включённых в реестр участников НИС, устанавливала возможность учёта денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на их ИНС на день возникновения основания для исключения из реестра участников НИС, только в случае увольнения их с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по семейным обстоятельствам.
Указанной категории военнослужащих согласно приложению N к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, присваивалась категория участника НИС "15".
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 32-ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 и 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанная ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона изложена в новой редакции, в соответствии с которой расширен перечень оснований увольнения военнослужащих, дающих право на учёт ранее учтённых накоплений. Такое право предоставлено лицам, которые были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы, в том числе по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён Перечень документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников НИС, приложением N к которому определены структура регистрационного номера участника НИС и признак категории участника НИС, состоящий из двух цифр.
Как установлено этим приложением, военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона, и были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Закона, присваивается признак категории участника НИС "15", а военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона, - "16".
Порядок реализации НИС в Вооружённых Силах Российской Федерации утверждён приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок).
В соответствии с п. 19-21 Порядка при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке и личном деле участника НИС, ответственное должностное лицо воинской части оформляет таблицу изменений и представляет ее на подпись командиру воинской части с приложением документов, на основании которых вносятся изменения, после чего все эти документы направляются воинской частью в подразделение жилищного обеспечения, которое проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка, формирует сводную таблицу и направляет её с заверенными копиями документов в регистрирующий орган.
Подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней со дня получения от воинских частей таблиц изменений с заверенными копиями документов проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка, формирует сводную таблицу изменений и в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет ее с заверенными копиями документов в регистрирующий орган.
Согласно п. 22 Порядка таблица изменений с заверенными копиями документов может быть возвращена в воинскую часть для её оформления в случае, если таблица оформлена с нарушением требований Порядка или копии документов представлены не в полном объёме.
Таким образом, верно установив обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, суд первой инстанции правильно счел доводы жалобы несостоятельными.
Делая такой вывод, надлежит учитывать, что гарнизонный военный суд дал им надлежащую правовую оценку и пришёл к обоснованному выводу, что после вступления в законную силу изменений, внесённых в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона, у административного истца возникло право на учёт ранее учтённых на его ИНС накоплений как у лица, поступившего в добровольном порядке на военную службу из запаса и не получившего выплату накоплений в связи с предыдущим увольнением по истечении срока контракта.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, обоснованно исходил из наличия у ФИО1 права на учёт денежных средств, ранее учтённых на его ИНС, и правильно указал, что имеет значение не дата возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС в связи с повторным поступлением на военную службу, а факт наличия у него статуса участника НИС после вступления в законную силу изменений в ч. 7.1 ст. 5 Федеральногозакона, которые и дают ему соответствующее право.
Вопреки утверждению в жалобе, решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, и по существу сводятся к иному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, которым дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административно ответчика ФИО6 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.