Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В, представителя административного истца Сабадаш С.Ю. - адвоката Ждановой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сабадаш Светланы Юрьевны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим в части
установил:
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Сабадаш С.Ю. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия нормативного правового акта - приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень), следующих объектов недвижимого имущества: нежилых помещений с кадастровым номером"... ", входящих в единое здание в целом, расположенных по адресу: "... ".
Нежилые помещения с кадастровым номером"... ", входящие в единое здание в целом, расположенные по адресу: "... ", включены в Перечень на 2020 год (пункты NN "... " приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317).
В обоснование заявленных требований указано, что спорные объекты недвижимости, включенные в Перечень, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем их включение в Перечень противоречит приведенному законоположению и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административный истец в суд не явился, предоставила ходатайство о рассмотрении административного дела в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Ждановой Е.И.
От представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапаровой С.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Принимая во внимание, что стороны по административному делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства по административному делу.
В судебном заседании представитель административного истца Жданова Е.И. заявленные в административном иске требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что под объекты бытового обслуживания используется только часть помещений в здании, площадь этих помещений составляет 19, 7% от общей площади всех помещений. Также обратила внимание, что сама по себе автомойка не может быть признана объектом бытового обслуживания согласно ГОСТ Р 57137-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", поскольку услуга автомобильной мойки в указанную сферу не входит. Учитывая, что по результатам обследования, проведенного уполномоченным лицом - ГБУ СК "Ставкрайимущество", спорные помещения были исключены из перечня на 2021 год, объекты недвижимости должны быть исключены из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость также и на 2020 год.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н. в предварительном судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях по требованиям Сабадаш С.Ю. (л.д. 98-105). Пояснила, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения включены в Перечень по критериям, предусмотренным п.п.2 п.4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (на основании данных технической документации) и по критериям, предусмотренным п.п.1 п.4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (по виду разрешенного использования земельного участка), а также с учетом видов экономической деятельности, которой занимается Сабадаш С.Ю.
Кроме того, представитель административного ответчика указала, что оспариваемые приказы по настоящему делу приняты в рамках компетенции министерства имущественных отношений Ставропольского края, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду чего заявленные административным истцом требования являются не обоснованными.
Исследовав материалы административного дела и представленные письменные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон по административному делу, заключение прокурора Ледовской Н.В, полагавшей, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами"... ", входящие в единое здание в целом с кадастровым номером "... ", расположенные по адресу: "... ", принадлежат административному истцу Сабадаш С.Ю. на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН N"... ".
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером "... ", площадью 469 +/-8 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - "магазины, общественное питание, развлечения, объекты дорожного сервиса (объекты придорожного сервиса)", местоположение: "... ", что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 октября 2021 года (л.д. 106-112).
27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровым номером"... ", входящие в единое здание в целом, расположенные по адресу: "... ", включены в утвержденный данным приказом перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, (пункты NN "... "приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317).
28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровым номером"... ", входящие в единое здание в целом, расположенные по адресу: "... ", включены в утвержденный данным приказом перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (пункты NN "... " приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года N 1462).
По результатам рассмотрения обращения Сабадаш С.Ю. о незаконности и необоснованности включения принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в Перечни на 2020 год и на 2021 год приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края N 775 от 15 октября 2021 года спорные объекты недвижимости, состоящие из 7 групп нежилых помещений, исключены из Перечня на 2021 год (л.д. 64).
Поскольку на Сабадаш С.Ю, как на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год по ставке 2%, исчисляемой в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, административный истец вправе обжаловать нормативный правовой акт в части включения указанных выше объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Ставропольского края "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от 05 ноября 2015 года N 109-кз с 01 января 2016 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Ставропольского края.
На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от 17 ноября 2014 года N 567 (в ред. решений Ставропольской городской Думы от 09 апреля 2015 года N 639, от 25 ноября 2015 года N 784, от 22 ноября 2017 года N 189, от 31 октября 2018 года N 276, от 29 июля 2020 года N 468) "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
1) 2, 0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
2) 0, 3 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
3) 0, 5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, с изменениями внесенными постановлением Губернатора Ставропольского края от 21 мая 2014 года N 275 (Положение) министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.
В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти Ставропольского края вправе принимать нормативные правовые акты.
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 г. N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемый в части приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" опубликован в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации Ставропольского края" - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, что является надлежащим опубликованием.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме".
Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемого приказа, соблюдение порядка и процедуры его принятия и опубликования.
Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2020 год, по мнению суда, свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применен в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемым актом нарушаются его права и законные интересы.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается стороной административного истца.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, судом установлено следующее.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с пунктом 16.1 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 г. N 137 (в ред. от 26 декабря 2020 года) "Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края", уполномочено министерство имущественных отношений Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
Судом установлено, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень по критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (на основании данных технической документации) и по критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (по виду разрешенного использования земельного участка), с учетом видов экономической деятельности, которой занимается Сабадаш С.Ю.
Проверяя законность и обоснованность включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2020 год, суд приходит к следующим выводам.
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 688 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "станция технического обслуживания и автомойка", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Семь групп нежилых помещений с кадастровыми номерами "... "являются составной частью единого объекта - указанного выше нежилого здания.
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 176, 6 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 74, 3 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 47, 3 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 43, 2 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 92, 4 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 102, 6 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации"... ".
Принадлежащий на праве собственности Сабадаш С.Ю. объект недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 151, 6 кв.м, расположенный по адресу: "... ", имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилые помещения", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Сведения о правах внесены 16 августа 2018 года, номер государственной регистрации "... ".
Сведений о том, что количественные и (или) качественные характеристики объектов недвижимости с момента государственной регистрации изменялись, суду не предоставлено.
Как видно из материалов дела и следует из пояснений представителя административного ответчика, спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год, поскольку расположены на земельном участке с кадастровым номером "... ", площадью 469 +/-8 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - "магазины, общественное питание, развлечения, объекты дорожного сервиса (объекты придорожного сервиса)", как объект бытового обслуживания на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка и данных технического учета (инвентаризации) - как объект бытового обслуживания, торговый объект.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 (действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
Вместе с тем, сам по себе вид разрешенного использования земельного участка "магазины, общественное питание, развлечения, объекты дорожного сервиса (объекты придорожного сервиса)" не свидетельствует об отнесении объектов недвижимого имущества к объектам бытового обслуживания.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П дана оценка конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
То есть включение объекта налогообложения в ежегодно формируемый субъектом РФ перечень должно основываться на его характеристиках, а не только на правовом режиме занимаемого им земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что включение спорных помещений в Перечень на 2020 год только по виду разрешенного использования земельного участка, без соблюдения установленной законом процедуры установления вида фактического использования объектов недвижимости с целью их включения в Перечень, не основано на нормах действующего законодательства.
Проверяя законность включения нежилых помещений по адресу: "... ", в Перечень на 2020 год на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по следующему критерию: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации и изложенной в ряде определений, в том числе в Апелляционном определении от 04 декабря 2019 года N 78-АПА19-71, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Между тем, как следует из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р".
С учетом изложенного ссылка на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Согласно ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребностью индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребностью, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
Как усматривается из представленных материалы дела сведений ЕГРН, в здании с кадастровым номером"... ". Правоподтверждающие документы не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав нежилых помещений с кадастровыми номерами"... ". Выписка из ЕГРН содержит лишь указание на вид разрешенного использования помещений в каждом из объектов - "нежилое (нежилое)". Следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, как само нежилое здание с кадастровым номером "... ", так и входящие в его состав 7 групп нежилых помещений, нельзя признать соответствующим вышеназванным критериям Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно документам технического учета (инвентаризации) - техническому паспорту, нежилое здание состоит из следующих помещений:
- литер "А" (1 этаж): 1.Автомастерская (92, 4 кв.м, основное), 2.автомастерская (43, 2 кв.м, основное); 3.подсобное (2, 3 кв.м, вспомогательное.); 4.автомойка (84.4 кв.м, основное). 5.туалет (2, 3 кв.м, вспомогательное.); 6.котельная (13.2 кв.м, вспомогательное.); 7.кабинет (15.1 кв.м, основное); 8. торговое (59.2 кв.м, торговое), 9.пост охраны (5.2. кв.м, вспомогательное); 10.коридор с лестницей (20.7 кв.м, вспомогательное); 11.туалет (2.2. кв.м. вспомогательное).
-литер "А" (мансарда): 12.административное (109.4 кв.м, основное), 13.лестница (4.4.кв.м, вспомогательное); 14.эл.щитовая (2.2.кв.м, вспомогательное); 15.коридор (5.3.кв.м, вспомогательное); 16.туалет (2.2. кв.м. вспомогательное); 17.туалет (2, 5 кв.м. вспомогательное); 18.коридор (3.2. кв.м. вспомогательное); 19.пом.отдых посетитель (170.9 кв.м, вспомогательное); 20.санузел (2.8. кв.м, вспомогательное); 21.гардеробная (5.7. кв.м, вспомогательное); 22.комната персонала (30.6 кв.м, вспомогательное); 23.кладовая (8.2. кв.м, вспомогательное).
Таким образом, как усматривается из приведенных данных технического паспорта, в нежилом здании с кадастровым номером "... " в литере "А" (1 этаж) находится одно нежилое помещение N 8 - "Торговое", площадью 59, 2 кв.м, иных торговых помещений не имеется.
Имеется две автомастерские площадью 92.4 кв.м, 43, 2 кв.м, и автомойка площадью 84, 8 кв.м.
При этом общая площадь нежилого здания с кадастровым номером "... " по сведениям ЕГРН и техническому паспорту составляет 688 кв.м. Торговая площадь - 59, 2 кв.м от общей площади нежилого здания - 688 кв.м составляет 8, 6%. Площадь автомастерской в размере 92, 4 кв.м составляет 13, 4%. Площадь автомастерской в размере 43, 2 кв.м составляет 6, 3%. Площадь автомойки в размере 84, 8 кв.м составляет 12, 3 %.
Следовательно, техническая документация на здание с кадастровым номером "... " и входящие в его состав помещения с кадастровыми номерами "... "не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Принимая во внимание, что объект бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит установлению с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, следовательно, необходимым условием для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень являлось установление факта оказания услуг по обслуживанию автотранспортных средств в сфере бытового обслуживания, то есть исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающих обоснованность отнесения спорных объектов к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на которого в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено бремя доказывания законности оспариваемого акта, не предоставил.
При таких данных, поскольку в отношении объектов недвижимости фактическое обследование до включения их в Перечень не проводилось, а техническая документация не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, нежилые помещения с кадастровыми номерами "... " входящие в единое здание в целом, расположенных по адресу: "... ", не могут быть отнесены к объектам, поименованным в подпункте 1 пункта 4 и подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд полагает обоснованными требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня его принятия.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия - на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Сабадаш Светланы Юрьевны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", в части включения в пункты NN "... " Перечня объектов недвижимого имущества - нежилых помещений с кадастровым номером "... ", входящих в единое здание в целом, расположенных по адресу: "... "
Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий судья В.Ю. Шишова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.