Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - К(Ф)Х) Кузнецова Сергея Николаевича на решение Курганского областного суда от 29 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года по административному делу N 3а-6/2021 по административному иску главы К(Ф)Х Кузнецова Сергея Николаевича о признании не действующим в части постановления Правительства Курганской области от 10 сентября 2020 года N 284 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения Кузнецова С.Н, его представителя Жабковской Г.В, доводы кассационной жалобы поддержавших, возражения на ее доводы представителя административного ответчика Березовского Я.В, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Курганской области от 10 сентября 2020 года N 284 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктом 6 Порядка предоставления субсидий установлены категории заявителей для предоставления грантов, к числу которых первым абзацем отнесено К(Ф)Х, зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации, главой которого является гражданин Российской Федерации, обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня получения гранта.
Условия, которым должны соответствовать заявители в целях предоставления гранта по результатам конкурсного отбора, установлены в пункте 7 Порядка.
Подпункт 1 пункта 7 Порядка предоставления субсидий предусматривает, что гранты предоставляются по результатам конкурсного отбора К(Ф)Х при условии, что заявители не являлись получателями: гранта; субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (агростартапы); гранта на развитие семейной животноводческой фермы; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия "Развитие семейных ферм"; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия "Поддержка начинающих фермеров"; гранта на поддержку начинающего фермера.
Глава К(Ф)Х Кузнецов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими абзаца первого пункта 6 Порядка предоставления субсидий в части слов "зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области", а также подпункта 1 пункта 7 Порядка предоставления субсидий.
Требования мотивировал тем, что оспариваемые положения противоречат статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", ограничивая круг получателей мер государственной поддержки, создавая дискриминационные условия в отношении хозяйствующих субъектов, фактически осуществляющих деятельность на территории области. Кроме того, полагает, что оспариваемые положения не отвечают требованиям правовой определенности.
Решением Курганского областного суда от 29 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 15 ноября 2021 года кассационной жалобе глава К(Ф)Х Кузнецов С.Н, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Правительство Курганской области, Департамент агропромышленного комплекса Курганской области, представили письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, констатировав принятие Порядка предоставления субсидий уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка его опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделали правомерный вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ).
Из пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона N 264-ФЗ следует, что одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в целях осуществления которой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 71 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа Российской Федерации).
В соответствии с положениями Государственной программы Российской Федерации в целях повышения эффективности расходования средств областного бюджета принята государственная программа Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 года N 45 (далее - Государственная программа Курганской области).
Развитие малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, путем предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из мероприятий Государственной программы Курганской области.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, постановление Правительства Курганской области от 10 сентября 2020 года N 284 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств" принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав оспариваемые нормы Порядка предоставления субсидий в совокупности с нормами Федерального закона N 264-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в данных правоотношениях уполномоченный орган государственной власти (Правительство Курганской области) самостоятельно определяет условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета субсидии (гранта) как дополнительной меры поддержки определенной группе субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
Этот вывод соответствует статьям 8 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 статьи 85 данного кодекса, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Требования к правовым актам, в том числе региональным, регулирующим предоставление субсидий из бюджета соответствующего уровня, не предрешая разрешение вопросов, отнесенных к компетенции законодателя, устанавливали: постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (на момент принятия); постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (на момент рассмотрения дела).
Данными постановлениями предусмотрено, что нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий должны содержать категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий грант предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в целях софинансирования его затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки.
Предоставление указанного гранта является дополнительной мерой государственной поддержки для вновь создающихся крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Курганской области и осуществляется за счет собственных средств областного бюджета (пункт 2 Порядка предоставления субсидий, приложение 10 к Государственной программе Курганской области "Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области").
В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами пункт 6 Порядка предоставления субсидий определяет категории заявителей для предоставления грантов, а пункт 7 - критерии отбора претендентов на гранты.
Исходя из того, что оспариваемые нормы регулируют предоставление Курганской областью дополнительных мер поддержки к уже установленным федеральным законодательством, суды пришли к правильному выводу о том, что региональный законодатель в данном случае вправе устанавливать распространение таких мер поддержки, финансируемых за счет средств областного бюджета, только на категории К(Ф)Х, зарегистрированных на территории Курганской области, а также установить условия и критерии отбора получателей субсидий.
Доводы административного истца о том, что федеральное законодательство не содержит ограничений на получение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по территориальному признаку, в том числе по мотиву наличия либо отсутствия факта регистрации К(Ф)Х на территории того или иного субъекта Российской Федерации или его части, аргументированно отклонены судами с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах, в том числе на основании анализа Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, разрешая требования административного истца, обоснованно пришли к заключению о том, что, определяя Порядок предоставления субсидий, региональный законодатель обеспечил соответствие установленных критериев требованиям ясности и определенности, исходя из правильного толкования правового акта, в пункте 6 которого определены категории заявителей для предоставления грантов, а в пункте 7 - условия конкурсного отбора заявителей среди установленных в пункте 6 категорий.
Таким образом, суды разрешили настоящее дело с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании и применении.
Обстоятельства, связанные с предоставлением Кузнецову С.Н. земельных участков и отказом в предоставлении ему гранта, не имеют значения при проверке оспариваемых норм в рамках абстрактного нормоконтроля.
Суждения о противоречии оспариваемых норм отдельным положениям Конституции Российской Федерации не могут быть оценены в порядке административного судопроизводства судом общей юрисдикции, поскольку разрешение этого вопроса относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы о том, что Губернатор Курганской области не был извещен судами первой и апелляционной инстанции о рассмотрении дела, опровергаются материалами дела. При этом коллегия отмечает, что данное лицо о нарушении своих процессуальных прав в ходе рассмотрения дела не заявляло, а Кузнецов С.Н. не наделен правом действовать в его интересах. Суждения о том, что отсутствие письменных возражений Губернатора Курганской области на административное исковое заявление, свидетельствует о признании им требований административного истца, является ошибочным.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского областного суда от 29 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 16 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.