Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Терновых Александра Николаевича, Василенко Константина Ростиславовича, поданной через суд первой инстанции 25 октября 2021 года, на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 июня 2021 года по административному делу N 2а-116/2021 по административному исковому заявлению Терновых Александра Николаевича, Василенко Константина Ростиславовича к Совету депутатов муниципального образования "Турочакский район" о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителей административных истцов Терновых А. Н, Василенко К.Р. Свиридова А.С. и Попова К.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Терновых А.Н, Василенко К.Р. обратились в Турочакский районный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования "Турочакский район" о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 29 октября 2020 года.
В обоснование требований указали, что решением Совета депутатов МО "Турочакский район" N 18-2 "О рассмотрении представления прокурора Турочакского района N 0703-2019 от 23 октября 2019 года "Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции" с депутатов Терновых А.Н. и Василенко К.Р. сняты депутатские полномочия. Решением Турочакского районного суда по делу N 2а-100/2020 от 4 июня 2020 года, вступившим в законную силу 27 августа 2020 года, вышеуказанное решение Совета депутатов МО "Турочакский район" N 18-2 от 23 октября 2019 года отменено. 29 октября 2020 года решением Совета депутатов МО "Турочакский район" N 24-10 "О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО "Турочакский район" полномочия депутатов Василенко К.Р. и Терновых А.Н. вновь досрочно прекращены за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов МО "Турочакский район", их супругов и несовершеннолетних детей за 2019 год.
Просят признать незаконным решение Совета депутатов МО "Турочакский район" N 24-10 от 29 октября 2020 года ввиду того, что в случае возобновления полномочий депутата после 1 апреля законом не предусмотрены сроки предоставления депутатами сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период, следовательно, нарушения требований федерального законодательства административными истцами не допущено, решение о досрочном прекращении их депутатских полномочий не основано на нормах законодательства.
Решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 июня 2021 года, в удовлетворении требований административных истцов отказано.
В кассационной жалобе Терновых А.Н, Василенко К.Р. ставят вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административных истцов, указывая на нарушение судами норм материального права.
Заявители, приводя доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 6417-5, настаивают, что возможность исполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах возникла у них только после вступления в силу 27 августа 2020 года решения Турочакского районного суда по делу N 2а-100/2020 от 4 июня 2020 года, которым отменено решение Совета депутатов МО "Турочакский район" N 18-2 от 23 октября 2019 года о прекращении их депутатских полномочий.
Считает, что при принятии оспариваемого решения нарушены положения Устава МО "Турочакский район" о сроке принятия решения о прекращении полномочий депутатов, вывод суда апелляционной инстанции о том, что данный срок не является пресекательным полагают необоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Терновых А.Н. являлся депутатом Совета депутатов МО "Турочакский район" округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, Василенко К.Р. являлся депутатом Совета депутатов МО "Турочакский район" округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
В соответствии с информацией Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Единого аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, направленной 12 августа 2020 года председателю Совета депутатов МО "Турочакский район", справки о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Терновых А.Н. и Василенко К.Р. за отчетный 2019 год не поступали.
Также из материалов дела следует, что 4 июня 2020 года Турочакским районным судом Республики Алтай было принято решение по делу N 2а- 100/2020, которым удовлетворены административные исковые требования Терновых А.Н. и Василенко К.Р. о признании незаконным с момента его принятия решения Совета депутатов МО "Турочакский район" N 18-2 от 15 января 2020 года "О рассмотрении представления прокурора Турочакского района N 0703-2019 от 23 октября 2019 года "Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции" о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО "Турочакский район" Терновых А.Н, избранного по одномандатному округу N 1, Василенко К.Р, избранного по одномандатному округу N 11".
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай N 33а-508/2020 от 27 августа 2020 года вышеуказанное решение Турочакского районного суда оставлено без изменения.
28 октября 2020 года председателю Совета депутатов МО "Турочакский район" поступило заявление, подписанное семью депутатами Совета депутатов, с предложением включить в повестку 24 очередной сессии Совета депутатов дополнительный вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО "Турочакский район" по одномандатным округам N 1 и N 11 Терновых А.Н. и Василенко К.Р. за непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, с приложенным проектом решения.
29 октября 2020 года на заседании Совета депутатов МО "Турочакский район" заявление депутатов рассмотрено и принято решение N 24-10, которым за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО "Турочакский район" по одномандатному округу N 11 Василенко К.Р, а также депутата Совета депутатов МО "Турочакский район" по одномандатному округу N 1 Терновых А.Н.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры принятия решения в соответствии с Регламентом Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" и Уставом МО "Турочакский район", при наличии предусмотренных законом оснований и подтверждении в ходе рассмотрения дела факта неисполнения депутатами предписаний антикоррупционного законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности обжалуемых судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с установленными частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ понятиями и терминами, депутат, член выборного органа местного самоуправления отнесены к лицам, замещающим муниципальную должность.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ в случае неисполнения депутатом обязанности по представлению сведений о доходах, полномочия такого лица прекращаются досрочно. В этой связи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации рекомендуется направлять письмо в представительный орган местного самоуправления, содержащее информацию об отсутствии в распоряжении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации сведений о доходах соответствующего лица.
В свою очередь, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 31 Устава муниципального образования "Турочакский район".
Исходя из приведенного правового регулирования, которое не свидетельствует о наличии возможности произвольного применения санкции за несоблюдение установленных запретов, решение о применении к депутатам мер ответственности за неисполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.
В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Терновых А.Н. и Василенко К.Р. не соблюдена процедура принятия оспариваемого решения.
Как видно из дела, вопреки установленным требованиям закона, инициатива о применении к депутатам мер ответственности за неисполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах стало коллективное обращение других депутатов Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район", выраженное ими в заявлении, поданном 28 октября 2020 года; в деле не содержится сведений о проведении уполномоченным органом проверки по фактам допущенных депутатами нарушений, оспариваемое решение принято на следующий день после поступления коллективного депутатского обращения, без соблюдения установленного законом срока принятия таких решений, который, не являясь пресекательным, установлен законодателем, в том числе для целей проведения полной и объективной проверки обстоятельств совершенных указанными лицами нарушений, возможности предоставления ими пояснений и дополнительных материалов.
Кроме того, о нарушении процедуры привлечения административных истцов к дисциплинарной ответственности свидетельствует отсутствие сведений о том, что Терновых А.Н. и Василенко К.Р. был надлежащим образом извещены о состоявшемся 29 октября 2020 года заседании 24 очередной сессии Совета депутатов, на котором обсуждался вопрос о досрочном прекращении их полномочий депутатов Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район", на заседании сессии они не присутствовали, вследствие чего у них отсутствовала возможность представить пояснения и возражения, в то время как досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Также судебные инстанции, констатируя о наличии у административных истцов обязанности не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в Думу по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460, полные и достоверные сведения о доходах, не учли, что в связи с прекращением их депутатских полномочий решением Совета депутатов МО "Турочакский район" N 18-2 "О рассмотрении представления прокурора Турочакского района N 0703-2019 от 23 октября 2019 года "Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции", обязанность по предоставлению сведений о доходах у них отсутствовала до вступления 27 августа 2020 года в законную силу решения Турочакского районного суда по делу N 2а-100/2020 от 4 июня 2020 года, которым признано незаконным и отменено упомянутое решение представительного органа местного самоуправления о прекращении депутатских полномочий.
Сведений о том, что в период с 27 августа 2020 года Терновых А.Н. и Василенко К.Р. приступили к осуществлению полномочий депутатов материалы дела не содержат.
При таком положении достаточных оснований для принятия 29 октября 2020 года на заседании Совета депутатов МО "Турочакский район" решения N 24-10 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО "Турочакский район" по одномандатному округу N 11 Василенко К.Р, а также депутата Совета депутатов МО "Турочакский район" по одномандатному округу N 1 Терновых А.Н. за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год.
Допущенное судами по настоящему делу нарушение норм материального права является существенным, повлекло вынесение неправильного решения, что в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, суд кассационной инстанции принимает новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение (пункт 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 29 октября 2020 года N 24-10 "О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО "Турочакский район".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.