Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-375/2021 (УИД 19RS0002-01-2021-000253-03) по иску прокурора г. Черногорска в интересах Ковалева Владимира Евгеньевича, Грищенко Игоря Геннадьевича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" о взыскании стимулирующих выплат, по кассационному представлению прокурора Республики Хакасия на решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г.
по кассационной жалобе Ковалева Владимира Евгеньевича, Грищенко Игоря Геннадьевича на решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, заслушав объяснения представителя Ковалева Владимира Евгеньевича по доверенности Гераськина Максима Николаевича, Грищенко Игоря Геннадьевича, его представителя по устному ходатайству Гераськина Максима Николаевича, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Черногорска, действуя в интересах Ковалева Владимира Евгеньевича (далее по тексту -Ковалева В.Е.), Грищенко Игоря Геннадьевича (далее по тексту - Грищенко И.Г.), обратился в Черногорский городской суд Республики Хакасии с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (далее по тексту - ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница") о взыскании невыплаченных за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 г. выплат стимулирующего характера (с учетом районного и северного коэффициента) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 в размере по 360 000 рублей в пользу каждого.
Протокольным определением Черногорского городского суда Республики Хакасии от 25 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Прокурор Республики Хакасия обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, в котором просит решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационного представления указано на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, выразившихся в их неверном толковании. Грищенко И.Г. и Ковалев В.Е. не входят в состав специализированной бригады скорой медицинской помощи, их должность не включена в перечень должностей, утвержденный локальным нормативным-правовым актом, которым положены стимулирующие выплаты в соответствии с Правилами, между тем они фактически были привлечены к выполнению особо важных работ, от выполнения которых не могли отказаться (в частности, осуществляли перевозку больных с диагнозом новая коронавирусная инфекцией, врачей, которые осуществляли осмотр и лечение пациентов, зараженных вирусом COVID-19, а также транспортировку биоматериалов и трупов), невозможность рационального распределения нагрузки с учетом эпидемиологической ситуации и нового нормативного регулирования не могут быть поставлены в вину работникам, осуществляющим данные работы, а значит, подвергающимся риску заражения коронавирусной инфекцией наравне с работниками, включенными в состав специализированной бригады. Более подробно доводы приведены в кассационном представлении.
Грищенко И.Г. и Ковалев В.Е. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г. отменить, принять новое решение, которым взыскать с ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" в их пользу выплаты стимулирующего характера за апрель - декабрь 2020 г. (с учетом районного и северного коэффициента) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 по 360 000 рублей каждому.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что они с апреля 2020 г. (в период распространения новой коронавирусной инфекции) по январь 2021 г. осуществляли транспортировку пациентов, больных новой коронавирусной инфекцией, выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 до настоящего времени не произведены. Считают, что указанная стимулирующая выплата является платой за фактор риска, которому они подвергались работник. Они с апреля 2020 г. по настоящее время при перевозке пациентов с новой коронавирусной инфекцией подвергаются риску заражения коронавирусной инфекцией, при этом фактически были допущены работодателем к исполнению полномочий в качестве выездной бригады скорой медицинской помощи, без издания приказа о создании выездной бригады скорой медицинской помощи, осуществляющей медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Они имеют право на получение выплаты стимулирующего характера в размере 25 000 рублей за каждый месяц транспортировки пациентов с коронавирусной инфекцией (подозрением на такое заболевание), то есть с апреля 2020 г. по декабрь 2020 г. Размер выплат стимулирующего характера с учетом районных коэффициентов составляет: 25 000х1, 6=40 000 рублей. Вывод суда первой инстанции о том, что доказательств тождественности трудовых функций, выполняемых ими, функциям водителя скорой медицинской помощи в суд не представлено является несостоятельным и сделан в связи с неполнотой изучения представленных в суд материалов, а также свидетельских показаний. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" в отзыве на кассационное представление, представленном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указав на законность решения Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ковалев В.Е. в соответствии с приказом от 4 декабря 2018 г. N 2831-к работает в ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" с 4 декабря 2018 г. водителем в автопарке, Грищенко И.Г. работает в ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" с 1 января 2020 г. также водителем в автопарке.
С 1 апреля 2020 г. Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу водителями автомобиля Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией временно на период работы Центра по лечению внебольничных пневмоний, что подтверждается приказами ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" о переводе работника на другую работу от 1 апреля 2020 г. N 479-к и от 1 апреля 2020 г. N 515/41-к соответственно.
1 апреля 2020 г. между ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" и Ковалевым В.Е. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 4 декабря 2018 г. N 1486), Грищенко И.Г. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 31 декабря 2019 г. N 1404) заключены дополнительные соглашения, согласно которым Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу в автопарк отделения специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, д. 13В (пункт 3 дополнительных соглашений).
С 1 мая 2020 г. Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу водителями автомобиля Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно на период работы данного Регионального центра, что подтверждается копиями приказов ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" о переводе работника на другую работу от 1 мая 2020 г. N 801/93-к и от 1 мая 2020 г. N 800/92-к соответственно.
1 мая 2020 г. между ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" и Ковалевым В.Е. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 4 декабря 2018 г. N 1486), Грищенко И.Г. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 31 декабря 2019 г. N 1404) заключены дополнительные соглашения, согласно которым Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу в автопарк Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, д. 13В (пункт 3 дополнительных соглашений).
Временным штатным расписанием ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" на 1 апреля 2020 г, согласованным Министерством здравоохранения Республики Хакасия, предусмотрены две должности водителя автопарка Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, водители отнесены к немедицинскому персоналу.
Временными штатными расписаниями ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" на 1 мая 2020 г, на 1 июня 2020 г. и на 1 ноября 2020 г, согласованными Министерством здравоохранения Республики Хакасия, также предусмотрены две должности водителя автопарка Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19, водители отнесены к немедицинскому персоналу.
Для осуществления выплат стимулирующего характера по Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 главным врачом ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Положение об осуществлении выплат).
Перечнем подразделений ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница", работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, являющемуся приложением N 1 к Положению об осуществлении выплат, предусмотрено Отделение оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, а именно: приемное отделение, отделение анестезиологии и реанимации, отделение для пациентов с подозрением на COVID-19, пульмонологическое отделение, клиническая лаборатория, биохимическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, отделение лучевой диагностики, эндоскопическое отделение.
Автопарк Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией указанным Перечнем не предусмотрен.
Перечень должностей медицинских работников подразделений ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница", работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, являющийся приложением N 2 к Положению об осуществлении выплат, не предусматривает должность водителя.
Из сообщения ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" от 12 февраля 2020 г. N 19 следует, что стимулирующие выплаты водителям учреждения, которые входят в группу риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе Грищенко И.Г. и Ковалеву В.Е, выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2020 г. N 223 своевременно и в полном объеме. Транспортировка пациентов с выявленным заболеванием COVID-19 водителями ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" не осуществляется. Всех пациентов с выявленным заболеванием COVID-19 перевозят на автомобилях ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская ГКССМП" или иного учреждения скорой медицинской помощи Республики Хакасия. Транспортные учреждения используются для перевозки работников учреждения по служебной необходимости, перевозки пациентов (не инфицированных COVID-19) из одного корпуса в другой для проведения различных медицинских исследований, транспортировки биологических материалов в герметичных контейнерах, и иной производственной необходимости.
Прокурор г. Черногорска, указав, что Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г, осуществлявшие транспортировку пациентов, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, имеют право на выплату стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 21, Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что право на получение спорной выплаты у Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. отсутствует, поскольку транспортные учреждения Черногорской межрайонной больницы используются для перевозки работников учреждения по служебной необходимости, перевозки пациентов из одного корпуса в другой для проведения различных медицинских исследований, транспортировки биологических материалов в герметичных контейнерах и иной производственной необходимости.
Также суд первой инстанции указал, что трудовые обязанности, возложенные на Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. трудовым договором, не соотносятся с обязанностями водителей скорой медицинской помощи, отсутствуют доказательства возложения на них таких обязанностей и прохождения соответствующей подготовки.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.
В силу пункта 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе, транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются "единовременными", выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе, за апрель, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Стимулирующая выплата в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н.
Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Временным порядком организации оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н (приложение N 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе, скорую специализированную, медицинскую помощь возложена обязанность: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 28 апреля 2020 г. N 223 "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что с 1 апреля 2020 г. Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. на основании приказов ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" о переводе работника на другую работу от 1 апреля 2020 г. N 479-к и от 1 апреля 2020 г. N 515/41-к соответственно, переведены на работу водителями автомобиля Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией временно на период работы Центра по лечению внебольничных пневмоний, с ними заключены дополнительные соглашения; с 1 мая 2020 г. Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. на основании приказов ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" о переводе работника на другую работу от 1 мая 2020 г. N 801/93-к и от 1 мая 2020 г. N 800/92-к соответственно, переведены на работу водителями автомобиля Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно на период работы данного Регионального центра, с ними заключены дополнительные соглашения, согласно которым Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу в автопарк Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, д. 13В (пункт 3 дополнительных соглашений); согласно расчетным листкам, имеющимся в материалах дела, Ковалеву В.Е. и Грищенко И.Г, работодателем в том числе начислялись и выплачивались стимулирующие выплаты по COVID РБ, при этом обстоятельства фактического привлечения работодателем водителей Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. к выполнению особо важных работ, дающих право на получение стимулирующей выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, судами не устанавливались.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями процессуального закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных исковых требований и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопросов фактического привлечения работодателем Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. к выполнению особо важных работ, дающих право на получение стимулирующей выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, о праве Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда, дающих право на получение стимулирующей выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.
Содержание обжалуемых судебных постановлений дает основание для вывода о том, что нормативные положения, регулирующие условия и порядок выплаты спорной стимулирующей выплаты, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно и с нарушением требований процессуального закона, касающихся доказательств и доказывания в гражданском процессе, без оценки всех имеющихся по делу доказательств, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), вследствие этого настоящий спор разрешен с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При изложенных обстоятельствах решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасии от 7 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 22 июля 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.