Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Печуриной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-214/2021 (УИД 61OS0000-01-2021-000193-40) по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "15 микрорайон" о признании не действующими отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30 мая 2017 г. N 19/2 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области"
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 31 августа 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А, Павлова А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя товарищества собственников жилья "15 микрорайон" Шолохова М.В, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее также - Региональная служба, тарифный орган, регулирующий орган) от 30 мая 2017 г. N 19/2 (далее также - постановление N 19/2) "Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" установлены и введены в действие с 1 июня 2017 г. нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (за исключением многоквартирных домов, оборудованных светодиодными лампами) на территории Ростовской области (приложение N 1 к постановлению) и нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных светодиодными лампами, на территории Ростовской области (приложение N 2 к постановлению) с дифференциацией по 8 категориям многоквартирных домов (в зависимости от наличия того или иного энергопотребляющего оборудования).
Пунктом 1 приложения N 1 к постановлению N 19/2 норматив потребления для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, утвержден в размере 0, 55 кВт·ч в месяц на кв.метр; пунктом 2 того же приложения норматив потребления для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системами отопления и другим оборудованием - 0, 71 кВт·ч в месяц на кв.метр.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 2 июня 2017 г, а также в печатном издании - газете "Наше время".
Постановление N 19/2 действует в редакции постановлений Региональной службы от 9 июня 2017 г. N 22/2 и от 3 октября 2017 г. N 43/1, которые опубликованы на вышеуказанном официальном портале 14 июня 2017 г. и 11 октября 2017 г. соответственно.
Товарищество собственников жилья "15 микрорайон" (далее также - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Региональной службы, выразившихся в неиспользовании сведений об износе инженерных систем электроснабжения жилых домов, имеющих конструктивные и технологические параметры, степень благоустройства, аналогичные тем, которые имеют дома, управляемые ТСЖ, при расчете нормативов, утвержденных постановлением N 19/2.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 21 мая 2021 г. дело по заявлению ТСЖ передано по подсудности в Ростовский областной суд.
С учетом уточнения заявленных требований ТСЖ просило признать не действующим с даты принятия постановление N 19/2 в части пунктов 1 и 2 приложения N 1 к постановлению, устанавливающих нормативы 0, 55 и 0, 71 кВт·ч в месяц на кв.метр.
Заявленные требования ТСЖ мотивированы тем, что оспариваемые нормативы установлены Региональной службой с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, без учета сведений об износе инженерных систем. Изложенное привело к необоснованному снижению с 1 июня 2017 г. ранее действовавшего норматива и обязанности ТСЖ как исполнителя коммунальной услуги оплачивать ресурсоснабжающей организации неправомерно завышенный сверхнормативный объем электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решением Ростовского областного суда от 31 августа 2021 г. административные исковые требования ТСЖ удовлетворены; признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 приложения N 1 к постановлению N 19/2; на Региональную службу возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт в части, в которой постановление N 19/2 признано недействующим; с Региональной службы в пользу ТСЖ взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Региональная служба, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение, настаивая на законности и обоснованности нормативного правового акта в оспариваемой части.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов ТСЖ и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции с учетом положений пункта 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления), устанавливающих, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), подпункта 2.1.4 пункта 2.1 раздела 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлению Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. N 20 (с последующими изменениями и дополнениями), пришел к обоснованному выводу о том, что постановление N 19/2, как и изменившие его редакцию постановления от 9 июня 2017 г. N 22/2, от 3 октября 2017 г. N 43/1, приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением установленного порядка, официально опубликованы.
При этом, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В силу пункта 2 Правил N 306 под нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме понимается определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса; устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пункты 5, 11 Правил).
Подпунктом б пункта 4(1) Правил N 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно констатировал, что в нарушение приведенного пункта Правил N 306 оспариваемые ТСЖ нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах утверждены Региональной службой без учета износа внутридомовых инженерных систем.
Правильным является и заключение суда о том, что положения Правил N 306 при установлении оспариваемых нормативов учтены Региональной службой не в полной мере.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1.
В силу пункта 43 Правил N 306 и пункта 37 приложения N 1 к ним норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле 34:, где:
Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
Судом установлено, что расчет нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению Региональной службой произведен иным способом.
На основании сведений, полученных от казенного предприятия Ростовской области "Информационная база ЖКХ" об общей площади многоквартирных жилых домов с дифференциацией по этажности, в соответствии с Нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных советов народных депутатов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. N 283 (далее - Приказ N 283) административный ответчик произвел расчет среднего удельного норматива расхода электроэнергии, применив к нему коэффициенты, учитывающие продолжительность светового дня, дополнительной нормы расхода энергии светильниками наружного освещения, умножив полученную величину на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (2716217, 12 кв.м), на количество часов использования приборов освещения в год и коэффициент, учитывающий наличие перегоревших ламп, и поделив полученное произведение на произведение 12 мес. и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (2716217, 12 кв.м). В результате вычислений определен норматив 0, 55 кВт·ч в месяц на кв.метр.
Для группы оборудования "системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование" Региональная служба рассчитала норматив 0, 16 кВт·ч в месяц на кв.метр, умножив величину суммарного годового потребления соответствующей группой электрического оборудования (на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления и ресурсонабжающих организаций) на число часов работы в год и разделив на произведение 12 мес. и величину общей площади помещений, имеющих соответствующее оборудование, входящих в состав общего имущества домов.
Для домов, имеющих осветительные установки и оборудование, входящего в указанную группу, но не оснащенных лифтами, норматив определен в виде суммы нормативов по двум названным группам оборудования (0, 55 + 0, 16 = 0, 71).
Суд, исходя из содержания формулы 34 Правил N 306, обоснованно пришел к выводу о том, что при расчете нормативов потребления коммунального ресурса по электроснабжению на общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах соответствующей категории, и суммарное потребление электрической энергии оборудованием, относящимся к такому имуществу. По смыслу положений пункта 11 Правил N 306 и пункта 37 приложения N 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам; исключений, допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов, входящих в соответствующую группу, Правила N 306 не содержат.
Вместе с тем Региональной службой при определении оспариваемых нормативов учитывались сведения не по всем многоквартирным домам, входящим в определенную категорию; расчет нормативов произведен без получения органом регулирования исчерпывающих данных по всем муниципальным образованиям.
Проверяя вышеприведенный расчет, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые нормативы определены Региональной службой с нарушением требований Правил N 306, не предусматривающих возможности применения альтернативных методов расчета нормативов, и пришел к правомерному выводу о том, что постановление N 19/2 в оспариваемой части противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию не действующим.
Доводы апелляционной жалобы в основной части повторяют правовую позицию административного ответчика, приведенную им в суде первой инстанции, являлись предметом проверки суда, получили должную оценку и обоснованно им отклонены с приведением в обжалуемом решении убедительных мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Утверждение автора апелляционной жалобы о том, что у Региональной службы отсутствовала возможность при расчете оспариваемых нормативов учесть износ внутридомовых инженерных систем ввиду того, что в формуле N 34 приложения N 1 к Правилам N 306 отсутствует данный показатель, на правильность выводов суда не влияет, так как не освобождает уполномоченный орган от обязанности принимать нормативные правовые акты в соответствии с требованиями норм, имеющих большую юридическую силу.
Несогласие административного ответчика с выводами суда о неверном математическом расчете оспариваемых нормативов, о том, что Региональной службой не приняты исчерпывающие меры для получения необходимой информации, обеспечивающей полноту и правильность произведенных при определении нормативов расчетов, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку вышеприведенные несоответствия нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу, в силу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются достаточным основанием для признания его не действующим в оспариваемой части.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 31 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.