Решение Суда Корякского автономного округа
от 11 января 2007 г. N 3-1-07
Суд Корякского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Слободчикова О.Ф.
при секретаре Мышляевой С.Г.
с участием старшего помощника прокурора округа Горна В.Ф., представителя администрации Корякского автономного округа Селянина Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2007 года в п. Палана Корякского автономного округа гражданское дело по заявлению прокурора Корякского автономного округа о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2 и 3 постановления Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа", а также Приложение N 1 и Приложение N 2 к вышеуказанному постановлению Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года, установил:
Прокурор Корякского автономного округа обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2 и 3 постановления Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа", а также Приложение N 1 и Приложение N 2 к вышеуказанному постановлению Губернатора округа, ссылаясь на то, что положения названного постановления, включая Приложения NN 1, 2 к нему, устанавливающие размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа по должностям государственной гражданской службы округа и размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа, противоречат федеральному законодательству, в частности, пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763.
В обоснование требований указал, что Корякский автономный округ, согласно приложению N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26.12.2005 года N 189-ФЗ, является получателем финансовой поддержки из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, размер которой составляет - 613199,1 тысяч рублей. Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а также пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Однако размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа по должностям государственной гражданской службы округа и размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа превышают аналогичные выплаты для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Так, Приложением N 1 к постановлению Губернатора округа N 568 установлены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа, которые превышают размеры должностных окладов, установленных согласно Подраздела 2 раздела 11 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Установленные в Приложении N 2 к постановлению Губернатора округа N 568 размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа не соответствуют размерам окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, установленных в Приложении N 2 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763.
Как указал прокурор в своем заявлении, оспариваемое постановление затрагивает интересы населения Корякского автономного округа, поскольку влечет неправомерное увеличение размера денежного содержания государственных гражданских служащих округа и влияет на финансовое обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятии, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти Корякского автономного округа и другие виды расходов, от которых зависит благополучие населения на всей территории округа.
В судебном заседании старший помощник прокурора округа Горн В.Ф. заявление поддержал по изложенным в нем и в дополнении к нему основаниям. Просил признать оспариваемые положения постановления губернатора округа недействующими с момента вступления решения суда в силу.
Представитель Губернатора Корякского автономного округа Селянин Ю.А. с заявлением прокурора не согласился, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Губернатора округа и в соответствии с федеральным законодательством. При этом полагает, что должностные оклады являются лишь частью денежного содержания, и если взять в совокупности, вместе с премиями и надбавками, то у гражданских служащих округа размер оплаты труда будет не больше, чем у федерального служащего. При этом обращает внимание на то, что в течение 2006 года ежемесячное денежное поощрение служащим администрации округа не выплачивается из-за отсутствия финансирования. Не оспаривает, что бюджет округа является дотационным. Также полагает, что сравнивать нужно не с окладами федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, а с окладами федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства РФ, установленных в Разделе 4, так как Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти в РФ, а в округе - высшим исполнительным органом исполнительной власти является администрация округа. Полагает, что доказательств ухудшения благополучия населения округа прокурором не представлено. В бюджеты округа на 2006 и 2007 год заложены расходы на денежное содержание государственных гражданских служащих округа, при этом увеличения расходов не произошло.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признания этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организация системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются вступившим в силу с 1 февраля 2005 года Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Статьей 4 названного Федерального закона N 79-ФЗ определены основные принципы государственной гражданской службы, в числе которых указан принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации. Однако в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
В соответствии с приложением N 14 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Корякскому автономному округу предусмотрена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в размере 613199,1 тыс. рублей.
В силу статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в настоящее время вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти регулируются Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что размер денежного содержания государственных гражданских служащих субъектов РФ необходимо сопоставлять с денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, находящихся в одинаковых с ними условиях, которые выступают представителями публичной власти государства, выполняют функции государственного управления, призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц в одном регионе. В связи с этим размеры оплаты труда, установленные оспариваемым Постановлением для государственных гражданских служащих округа подлежат сравнению с размерами оплаты труда, установленных для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, размеры денежного содержания которых определены в подразделе 2 раздела 11 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". По этим основаниям суд не может принять во внимание доводы представителя Губернатора округа Селянина Ю.А. о необходимости сопоставления с должностными окладами федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства РФ.
Как установлено в судебном заседании, 23 октября 2006 года Губернатором Корякского автономного округа издано оспариваемое Постановление, которое 7 декабря 2006 года опубликовано в официальном печатном издании - газете Корякского автономного округа "Народовластие" N 140.
Пунктом 2 данного Постановления установлены размеры должностных окладов гражданских служащих округа в зависимости от замещаемой должности согласно Приложению N 1 к настоящему постановлению, а пунктом 3 установлены размеры окладов за классный чин гражданских служащих округа в зависимости от присвоенного классного чина согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Так, Приложением N 1 к Постановлению устанавливаются следующие размеры должностных окладов:
первый вице-губернатор - 8220-9856 руб.; вице-губернатор и вице-губернатор-начальник департамента финансов - 7470-8960 руб.;
руководитель аппарата администрации, руководитель аппарата Думы - 7000-8400 руб.;
начальник департамента - 6750-8100 руб.;
начальник управления, председатель комитета - 6260-7520 руб.,
заместитель начальника департамента, заместитель постоянного представителя администрации и Думы КАО при Правительстве РФ и Федеральном Собрании РФ, заместитель руководителя представительства администрации и Думы КАО - 6130-7360 руб.;
начальник управления в составе департамента, заведующий самостоятельным отделом, заведующий отделом -главный государственный инспектор корякского автономного округа по охране природы, заместитель начальника департамента, начальник управления - 6000-7200 руб.;
заместитель начальника департамента- заведующий отделом, заместитель начальника управления - заведующий отделом, заместитель начальника управления, заместитель председателя комитета - 5870-7040 руб.;
заведующий отделом в составе департамента, управления, комитета, отдела - 5730-6880 руб.;
заведующий отделом (организационного, информационного, документационного, финансово-экономического обеспечения) - 5670-7040 руб.;
заведующий отделом несамостоятельного управления в составе департамента - 5670-6840 руб.;
начальник инспекции гостехнадзора, начальник государственной жилищной инспекции - 5870 -7040 руб.;
советник Губернатора округа - 5600-6720 руб.; помощник Губернатора округа, помощник председателя Думы КАО - 5530-6640 руб.;
заместитель заведующего самостоятельным отделом - 5600 - 6720 руб.;
заместители заведующего отделом по бухгалтерскому учету и отчетности, а также в составе департамента, управления, комитета отдела, главный архитектор округа, начальник инспекции государственного строительного контроля в составе департамента, управления, комитета, организационного информационного, документационного и финансово-экономического обеспечения - 5470-6560 руб.;
референт губернатора - 4800 - 5760 руб., контролер-ревизор - 4470-5360 руб.;
заместитель начальника инспекции гостехнадзора, советник в составе департамента, управления, главный специалист - 4200-5040 руб.;
главный специалист организационного, информационного, документационного и финансово-экономического обеспечения, консультант, системный администратор, помощник мирового судьи, заведующий канцелярией мирового судьи, ведущий специалист - 4000-4480 руб.; ведущий специалист организационного, информационного, документационного и финансово-экономического обеспечения - 3600-4320 руб.;
специалист 1 категории, секретарь судебного заседания мирового судьи - 2800-3360 руб.; специалист 1 категории организационного, информационного, документационного и финансово-экономического обеспечения - 2730-3280 руб.;
специалист 2 категории - 2320-2780 руб.; специалист 2 категории организационного, информационного, документационного и финансово-экономического обеспечения - 2200-2640 руб.; специалист - 1530-1840 руб.
Указанные размеры должностных окладов в нарушение требований пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ превышают размеры должностных окладов, установленные для федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ в подразделе 2 раздела 11 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", которые составляют по должностям:
руководитель территориального органа - 4100 руб.;
представитель федерального органа исполнительной власти - 3800 руб.;
уполномоченный федерального органа исполнительной власти - 3800 руб.;
заместитель руководителя территориального органа - 3700 руб.;
заместитель представителя федерального органа исполнительной власти - 3500 руб.;
заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти - 3500 руб.;
начальник отдела территориального органа - 3200 руб.;
заместитель начальника отдела территориального органа - 3000 руб.;
помощник руководителя территориального органа - 2900 руб.;
главный специалист-эксперт - 2700 руб.;
ведущий специалист-эксперт - 2500 руб.;
специалист-эксперт - 2300 руб.;
старший специалист 1 разряда - 2300 руб.;
старший специалист 2 разряда - 2200 руб.;
старший специалист 3 разряда - 2100 руб.
специалист 1 разряда - 1900 руб.; специалист 2 разряда - 1700 руб.; специалист 3 разряда - 1500 руб.;
А также превышают размеры должностных окладов, установленных для помощника судьи (2900 руб.) и секретаря судебного заседания районного суда (2500 руб.), содержащиеся в подразделе 3 раздела 14 Приложения N 1 к Указу Президента РФ N 763 (применительно к аналогичным должностям помощника мирового судьи и секретаря судебного заседания мирового судьи).
Поименованные в Приложении N 1 к Постановлению Губернатора округа N 568 должность руководителя аппарата администрации и Думы КАО, исходя из размера указанного по ней должностного оклада в сумме 7000 - 8400 руб., сопоставима с должностью начальника департамента, советник и референт Губернатор исходя из размера указанного по ним должностного оклада в сумме 5600-6720 и 5530-6640 руб., сопоставима с должностью помощника Губернатора округа, а должности консультанта и системного администратора сопоставимы с должностью ведущего специалиста, оклады которых, установленные в данном Приложении, как указано выше, не соответствуют (превышают) размеры соответствующих должностных окладов, установленных подразделом 2 раздела 11 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763.
Как следует из Приложения N 2 к Постановлению Губернатора округа N 568, установленные в нем размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа, начиная с действительного государственного советника Корякского автономного округа 1 класса - 2990 руб., и заканчивая секретарем государственной гражданской службы Корякского автономного округа 3 класса - 610 рублей, не соответствуют размерам окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, установленных Приложением N 2 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 (начиная с действительного государственного советника РФ 1 класса - 1850 руб., и заканчивая секретарем государственной гражданской службы РФ 3 класса - 450 руб.), а именно превышают их, что также противоречит положениям пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ.
Между тем статьей 3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения: Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ ограничивает полномочия субъекта РФ - получателя финансовой помощи из федерального бюджета в расходовании средств на оплату труда государственным служащим субъекта РФ условием не превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Такое же правило закреплено и в специальном законе, а именно в пункте 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ, регламентирующем организацию деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Поскольку Корякский автономный округ является субъектом РФ, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, положения названных федеральных законов, являющиеся обязательными для всех государственных органов, организации и должностных лиц, должны быть соблюдены.
В связи с чем, нельзя признать состоятельной ссылку представителя Губернатора округа на то, что оспариваемое Постановление принято Губернатором округа в силу законодательно закрепленного права субъекта определять размеры оплаты труда государственных служащих округа, поскольку при этом не учитываются положения пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ и пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Доводы представителя Губернатора округа о том, что в настоящее время нормативно не урегулированы вопросы непосредственно гражданской службы и не определен статус государственного гражданского служащего субъекта РФ не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона N 58-ФЗ государственная гражданская служба является разновидностью государственной службы в целом, следовательно, вопросы, связанные с государственной гражданской службой регламентируются действующими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, связанные с осуществлением государственной службы.
Нельзя согласиться и с доводами представителя Губернатора округа о том, что сравнение отдельных элементов денежного содержания государственных служащих не может служить доказательством превышения размера оплаты труда государственных служащих Корякского автономного округа над размерами оплаты труда федеральных государственных служащих, поскольку денежное содержание государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 состоит из должностного оклада, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения, которые являются непосредственными составляющими денежного содержания, определяющими его размер в целом. Невыплата по решению руководства администрации округа работникам администрации округа ежемесячного денежного поощрения, которая по утверждению представителя Губернатора округа имела место в 2006 году, не свидетельствует об отсутствии у данных работников права на ее получение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункты 2 и 3 постановления Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа", которыми установлены размеры должностных окладов и размеры окладов за классный чин гражданских служащих округа согласно, соответственно, Приложении N 1 и N 2 к вышеуказанному постановлению Губернатора Корякского автономного округа N 568, и сами эти Приложения N 1 и N 2 к данному постановлению Губернатора округа, противоречат федеральному законодательству, в силу чего, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, они подлежат признанию недействующими. Поскольку оспариваемое Постановление было принято Губернатором округа во исполнение полномочий, возложенных на него непосредственно федеральным законом (в рамках делегированного правового регулирования) и ст. 37 Закона Корякского автономного округа от 20 июля 2005 года N 78-ОЗ "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа", то оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Корякского автономного округа удовлетворить.
Признать пункты 2 и 3 постановления Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа", а также Приложение N 1 и Приложение N 2 к вышеуказанному постановлению Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение, по вступлению в законную силу, опубликовать в газете Корякского автономного округа "Народовластие".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Суд Корякского автономного округа в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья |
О.Ф. Слободчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Корякского автономного округа от 11 января 2007 г. N 3-1-07
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 24 мая 2007 г. N 59