Решение Суда Корякского автономного округа
от 14 января 2008 г. N 3-3-08
Суд Корякского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Слободчикова О.Ф.
при секретаре Метелице Н.П.
с участием представителя прокуратуры Камчатского края по доверенности - заместителя прокурора Тигильского района Маргосовой Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 года в п. Палана Камчатского края гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края Щенко Д.А. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Корякского автономного округа "О порядке обращений граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг" N 311-оз от 29 июня 2007 года, установил:
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Корякского автономного округа "О порядке обращений граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг" N 311-оз от 29 июня 2007 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что согласно ст. 157 Жилищного Кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ, В нарушение указанной нормы оспариваемый Закон КАО N 311-оз принят с превышением полномочий, предоставленных субъекту РФ, поскольку указанные вопросы регулируются Правительством РФ. Кроме того, пункты 2, 3 ст. 3, ст. ст. 5, 6, 10, 11, 12 Закона КАО N 311-03 не соответствуют разделам 4, 7, 8 и приложению N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
В судебном заседании представитель прокуратуры Камчатского края Маргосова Э.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. Представитель Законодательного Собрания Камчатского края Шмаева Е.В. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с заявлением прокурора согласилась, признавая его обоснованным. Губернатор Камчатского края, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по поводу заявления прокурора в суд не представил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, Закон КАО от 29 июня 2007 года N 311-оз определяет порядок обращения граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в жилищно-эксплуатационную организацию к исполнителю жилищно-коммунальных услуг и собственнику жилищного фонда, порядок действий собственников жилищного фонда и исполнителей жилищно-коммунальных услуг по рассмотрению и устранению причин снижения качества жилищно-коммунальных услуг, порядок снижения оплаты жилищно-коммунальных услуг при снижении их качества, порядок контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, порядок применения финансовых санкций к лицам, виновным в непринятии мер по устранению причин снижения качества жилищно-коммунальных услуг и их размеры. Данный Закон был опубликован в окружной газете "Народовластие" N 76 от 5 июля 2007 года.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Согласно ч. 1, 4 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг; устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Анализируя положения вышеуказанных норм федерального законодательства, прихожу к выводу о том, что Дума Корякского автономного округа, принимая оспариваемый Закон N 311-оз, превысила свои полномочия, так как регулирование указанного вопроса к ведению субъектов РФ не отнесено, данный вопрос урегулирован на федеральном уровне.
Далее, анализируя нормы оспариваемого Закона КАО N 311-оз, также прихожу к выводу об их противоречии вышеуказанным нормам федерального законодательства.
Так, в Главе 2 оспариваемого Закона КАО N 311-оз говорится о порядке обращения потребителей к исполнителям в связи со снижением качества жилищно-коммунальных услуг и их рассмотрение.
Тогда как, в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307, говорится не только о порядке установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но факта непредоставления коммунальных услуг (Раздел 8).
В статье 3 и 4 Закона КАО N 311-оз вообще не говорится о том, что прописано в пункте 65 указанных Правил, а именно, что сотрудник аварийно-диспетчерской службы при приеме сообщения в письменной или устной форме о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Также в Законе КАО проигнорированы положения, указанные в п. 66 Правил, когда сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Данная отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В статьях 5 и 6 Закона КАО говорится об Акте о снижении качества услуг и снижении платы потребителю за некачественные услуги. Указывается о том, что в Акте прописываются вид снижения качества услуг, продолжительность снижения качества услуг и так далее. Тогда как в пунктах 67-71 Правил говорится об Акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, о том, что в Акте указывается время и дата начала непредоставления или предоставления ненадлежащего качества коммунальных услуг, данный Акт подписывается потребителем и исполнителем. Указанный Акт является основанием не только для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
В статье 10 Закона КАО N 311-оз говорится о комиссионной проверке фактов, отраженных в заявлении потребителя, о том, что комиссия создается исполнителем. Тогда как в п. 67 и п. 68 Правил, говорится о том, что если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяется новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашаются представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. После чего составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем, акт могут подписать и приглашенные специалисты.
Статья 12 Закона КАО N 311-оз относит к компетенции органов местного самоуправления определение допустимой продолжительности снижения качества услуг, режима предоставления услуг, гарантированный уровень качества в соответствии со стандартами и с учетом местных условий, мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, перечень отклонения качества услуг и их величина, а также размеры снижения платы потребителям. Между тем, указанные вопросы полностью урегулированы в Приложении N 1 к Правилам.
То есть, указанное свидетельствует о том, что нормы оспариваемого Закона КАО не только противоречат федеральному законодательству, но и ущемляют права потребителя. В Правилах права потребителя прописаны шире и четче, более конкретнее и строже указана ответственность исполнителя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, положенные в обоснование заявленных прокурором требований нашли свое подтверждение. Оспариваемый Закон КАО N 311-оз принятый Думой КАО по вопросу, относящемуся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству (Закон КАО принят не только с превышением полномочий, по вопросу, разрешение которого отнесено к компетенции Правительства РФ, но и нормы данного Закона КАО противоречат положениям, установленным в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307), в силу чего, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, он подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Признать Закон Корякского автономного округа "О порядке обращений граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг" N 311-оз от 29 июня 2007 года недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение, по вступлению в законную силу, опубликовать в газете Корякского автономного округа "Народовластие".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Суд Корякского автономного округа в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья |
О.Ф. Слободчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурором Камчатского края оспаривается законность принятия Закона Корякского автономного округа от 29 июня 2007 г. N 311-ОЗ "О порядке обращений граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг".
Проведя анализ норм федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что Дума Корякского автономного округа, принимая оспариваемый Закон, превысила свои полномочия, так как регулирование указанного вопроса к ведению субъектов РФ не отнесено, данный вопрос урегулирован на федеральном уровне.
Судом также установлено, что нормы оспариваемого Закона не только противоречат федеральному законодательству, но и ущемляют права потребителя. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, права потребителя прописаны шире и четче, более конкретнее и строже указана ответственность исполнителя.
Закон Корякского автономного округа от 29 июня 2007 г. N 311-ОЗ "О порядке обращений граждан в связи со снижением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг" признан судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Суда Корякского автономного округа от 14 января 2008 г. N 3-3-08
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 2 февраля 2008 г. N 12