Решение Суда Корякского автономного округа
от 15 января 2008 г. N 3-5-08
Суд Корякского автономного округа в составе
председательствующего судьи Саковца О.В.
при секретаре Метелица Н.П.,
с участием представителя заявителя по доверенности заместитель прокурора Тигильского района Э.В. Маргосовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании ч. 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" противоречащей федеральному законодательству и не подлежащей применению установил:
Заместитель прокурора Камчатского края Д.А. Щенко обратился в суд с изложенным выше заявлением указывая, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты местного самоуправления вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Часть 1 ст. 17 этого же закона представляет органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия по принятию устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений, а, следовательно, определять порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
В то же время частью 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" предусмотрено, что правовые акты органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод человека вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Данная норма оспариваемого закона противоречит ч.ч. 1, 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, органы государственной власти субъекта не наделены правом регулирования вопроса вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления, так как данный вопрос отнесён к компетенции муниципального образования и определяется его уставом.
Представитель заявителя по доверенности заместитель прокурора Тигильского района Э.В. Маргосова поддержала требования заместителя прокурора Камчатского края по приведённым в заявлении доводам. При этом просила признать ч. 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" противоречащей федеральному законодательству и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
В отзыве на заявление прокурора представитель Законодательного собрания Камчатского края по доверенности Е.В. Шмаева с его требованиями согласилась, полагая, что регулирование указанного вопроса в настоящее время отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, выслушав пояснения представителя Маргосовой Э.В. суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Устава Корякского автономного округа Дума Корякского автономного округа осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Корякского автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и Корякского автономного округа (п. "б" ч. 1)
Законом Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" (с изменениями от 29.11.2004 г.; 7.10.2005 г.; 6.04.2006 г.) установлены система и виды правовых актов Корякского автономного округа, порядок их подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, их толкования и отмены.
Правотворческим органом государственной власти в округе наряду с Губернатором, является Дума Корякского автономного округа (ст. 2 указанного закона), которая, согласно ст. 8 данного закона, принимает в том числе законы - нормативные правовые акты, принятые Думой в рамках специального законодательного процесса, регулирующие наиболее значимые общественные отношения, возникающие в той или иной сфере.
При этом законом Корякского автономного округа, наряду с перечисленными в этой же статьи вопросами, регулируются иные вопросы, относящиеся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Корякского автономного округа к ведению и полномочиям Корякского автономного округа (п. "м" ч. 2 ст. 8). Статьёй 27 закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" также определён порядок вступления в силу закона Корякского автономного округа. Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Официальным опубликованием закона Корякского автономного округа считается первая публикация его полного текста в газете Корякского автономного округа "Народовластие". Законы публикуются также в информационном бюллетене "Ведомости" - официальном периодическом издании Думы Корякского автономного округа. Законы и иные нормативные правовые акты Корякского автономного округа по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый прокурором закон Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" принят Думой Корякского автономного округа 21 апреля 2004 года, подписан Губернатором округа 29 апреля 2004 года и опубликован в официальном печатном издании - газете Корякского автономного округа "Народовластие" 8 мая 2004 года N 37-38 и 12 мая 2004 года N 39.
Что касается доводов, приведенных в заявлении заместителя прокурора о противоречии части 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" частям 1, 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления, согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", составляют, наряду с перечисленными в ней, уставы муниципальных образований.
Положениям данной статьи Федерального закона корреспондирует ст. 5 закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-03 "О правовых актах Корякского автономного округа", согласно которой в систему муниципальных правовых актов в том числе входит устав муниципального образования.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 47 этого же закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, своды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, положения части 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" о том, что правовые акты органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод человека вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, вошли в противоречие с пунктом 6 части 1 статьи 44 и частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части. При этом в целях исключения в будущем споров, связанных с действием оспариваемого закона в указанной части, полагаю признать её недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании ч. 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" противоречащей федеральному законодательству и не подлежащей применению удовлетворить.
Признать ч. 2 ст. 32 Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 года N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа" противоречащей пункту 6 части 1 статьи 44 и частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Настоящее решение по его вступлении в законную силу подлежит:
- опубликованию в газете "Народовластие";
- направлению в Управление Министерства юстиции по Камчатскому краю.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
О.В. Саковец |
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2008 г.
Судья |
О.В. Саковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается норма Закона Корякского автономного округа от 29 апреля 2004 г. N 287-ОЗ "О правовых актах Корякского автономного округа", согласно которой правовые акты органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, своды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, оспариваемая норма вошла в противоречие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и признана судом противоречащей федеральному законодательству и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение Суда Корякского автономного округа от 15 января 2008 г. N 3-5-08
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 31 января 2008 г. N 11