Решение Суда Корякского автономного округа
от 12 сентября 2005 г. N 3-9-05
Председатель Суда Корякского автономного округа Панасевич Е.Ф.,
при секретаре Мышляевой С.Г.
при участии представителей сторон:
Думы автономного округа Ощепковой Э.Н.,
Губернатора автономного округа Абрамовой И.В.,
Избирательной комиссии округа Костроба Я.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Корякского автономного округа Золотухина А.В. о признании отдельных положений Закона округа N 109-03 от 2 декабря 1999 года "Об избирательной комиссии Корякского автономного округа" противоречащими отдельным положениям Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ч.2 ст. 170 ТК РФ и недействующими, установил:
В своем заявлении и.о. прокурора округа оспаривает отдельные положения окружного закона и утверждает, что:
- пунктом 4 статьи 8 установлен более узкий перечень лиц, которые не могут быть членами избирательной комиссии автономного округа с правом решающего голоса, по сравнению с таким же перечнем этих лиц, установленных пунктом 1 статьи 29 Федерального закона. Это ставит под угрозу соблюдение избирательных прав граждан, предусмотренных п. 28 ст. 2 этого же Федерального закона, поскольку ограничивает возможность принятия комиссией законных решений, направленных на соблюдение этих избирательных прав граждан.
Этим же пунктом предусмотрены основания для временного освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии на период с момента наступления обстоятельств, указанных в этом пункте, до момента опубликования результатов выборов. Это противоречит пунктам 6 и 7 статьи 29 Федерального закона, согласно которому при наступлении таких же обстоятельств, указанных в п.п. 1, 4 и 7 этой же статьи, член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от этих обязанностей до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего. Временное, а не полное освобождение от обязанностей члена избирательной комиссии, приводит к тому, что орган, его назначивший, не сможет назначить нового члена комиссии вместо освобожденного, что в свою очередь может привести к невозможности осуществления избирательной комиссией своих функций и к нарушению избирательных прав граждан, предусмотренных п. 28 ст. 2 Федерального закона. Помимо этого, по мнению прокурора, в пункте 4 статьи 8 закона округа не содержится уточнения о том, что полномочия члена избирательной комиссии, работающего на постоянной основе, должны приостанавливаться в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пп. "к" п. 1 ст. 29 Федерального закона. Отсутствие такого уточнения нарушает права членов избирательных комиссий, работающих не на постоянной основе или с правом совещательного голоса.
- пункт 5 статьи 8 устанавливает более жесткие ограничения члену избирательной комиссии автономного округа быть одновременно членом иной избирательной комиссии (комиссии референдума, комиссии по отзыву выборных лиц), даже если эти комиссии созданы для иных выборов, либо референдума по иным вопросам, чем это предусмотрено пунктом 4 статьи 29 Федерального закона. Этим самым нарушаются избирательные права граждан на участие в выборах и референдумах - участвовать в работе избирательных комиссий, что предусмотрено п. 28 ст. 2 этого же Федерального закона;
- пункт 4 статьи 16 закона округа определяет правомочность заседания избирательной комиссии, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов с правом решающего голоса от установленного состава. Это противоречит пункту 11 статьи 28 Федерального закона, согласно которому заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это положение закона округа устанавливает более высокое число голосов членов комиссии для принятия решений, связанных с реализацией гражданами избирательных прав;
- пунктом 3 статьи 24 закона округа члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы по представлению избирательной комиссии, за время подготовки и проведения выборов установлено сохранение среднего заработка по месту основной работы за счет средств предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а за счет средств комиссии такому члену комиссии предусматривается дополнительная оплата труда. Эти положения противоречат пункту 17 статьи 29 Федерального закона, согласно которому члену комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) из средств, выделенных комиссии. За таким членом комиссии, освобожденным от основной работы на период выборов, сохраняется место работы (должность), а за этот же период за счет средств комиссии выплачивается компенсация и дополнительное вознаграждение. Помимо этого, пункт 3 статьи 24 окружного закона противоречит и ч.2 ст. 170 ТК РФ, согласно которой государственный орган, привлекший работника к исполнению государственных обязанностей в рабочее время, обязан выплачивать работнику компенсацию в определенном законом размере, а работодатель обязан сохранить за ним на это время рабочее место. Закон округа, таким образом, ущемляет права работодателей, поскольку возлагает на них затраты за выполнение работником государственных обязанностей, и граждан, участвующих в проведении выборов, референдума на освобожденной основе. От этого заявления и.о. прокурора округа 12 сентября 2005 года прокурор округа Чистов В.Т. и его представитель по доверенности Хлыбова С.Ю. в судебном заседании отказались. Последняя пояснила, что прокурор округа считает заявленное требование преждевременным. Этот отказ прокурора от требования отклонен определением суда от 12.09.05 г. на основании ч. 3 ст. 252 ГПК РФ. Представитель прокурора покинула зал судебного заседания.
В судебном заседании представители Думы - Ощепкова Э.Н., Губернатора - Абрамова И.В. и Избирательной комиссии автономного округа - Костроба Я.В. поддержали заявленное требование и согласились, что закон округа в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и нарушает избирательные права граждан, права самой избирательной комиссии и других лиц по доводам, правильно указанных в заявлении. Абрамова И.В. и Костроба Я.В. просили признать оспариваемый закон недействующим со времени вступления в силу Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления и пояснения представителей сторон, нахожу заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по указанным в заявлении прокурора основаниям.
Противоречие оспариваемых положений закона округа федеральному законодательству в судебном заседании нашло полное подтверждение и, в связи с этим, они не должны применяться.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, председатель суда решил:
Признать в оспариваемой части следующие отдельные положения Закона Корякского автономного округа N 109-оз от 2 декабря 1999 года "Об избирательной комиссии Корякского автономного округа" (далее Закона округа) противоречащими отдельным положениям Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона), Трудовому Кодексу РФ и недействующими с 25 июня 2002 года - со дня вступления Федерального закона N 67-ФЗ:
- положения пункта 4 статьи 8 закона округа - положениям пунктов 1, 6 и 7 статьи 29 Федерального закона;
- положения пункта 5 статьи 8 закона округа - положениям пункта 4 ст. 29 Федерального закона;
- положения пункта 4 статьи 16 закона округа - положениям пункта 11 ст. 28 Федерального закона;
- положения пункта 3 статьи 24 закона округа - положениям пункта 17 статьи 29 Федерального закона и части 2 статьи 170 ТК РФ.
Настоящее решение по вступлении его в законную силу опубликовать в окружной газете "Народовластие".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения через Суд Корякского автономного округа.
Председатель суда |
Е.Ф. Панасевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Корякского автономного округа от 12 сентября 2005 г. N 3-9-05
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 4 октября 2005 г. N 82
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника