Решение Суда Корякского автономного округа
от 16 января 2008 г. N 3-4-08
Суд Корякского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Слободчикова О.Ф.
при секретаре Мышляевой С.Г.
с участием представителя прокуратуры Камчатского края по доверенности - старшего помощника прокурора Тигильского района Третьяковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2008 года в п. Палана Камчатского края гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края Щенко Д.А. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 9, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" N 133-оз от 16 января 2006 года, установил:
Думой Корякского автономного округа 23 декабря 2005 года принят Закон N 133-оз "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе", который 16 января 2006 года подписан Губернатором Корякского автономного округа и опубликован в окружной газете "Народовластие" 8, 13 и 15 апреля 2006 года.
В статье 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам обеспечения радиационной безопасности отнесены:
1) участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях радиационных источников, пунктов временного хранения и захоронения ядерных отходов;
2) участие в проведении экологической экспертизы проектов, объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории, если возможно опасное радиационное воздействие объекта, намечаемого к строительству;
3) предоставление земельных участков для размещения на подведомственных им территориях радиационно опасных объектов в соответствии с федеральным законодательством;
4) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;
5) разработка и принятие мер по защите граждан, их личной собственности, снижению ущерба, восстановлению нормальной деятельности организаций в случае возникновения радиационной аварии, по своевременному информированию населения об угрозе радиационного воздействия и уровнях радиоактивного загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, питьевой воды;
6) организация общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов среди населения по вопросам размещения радиационно опасных объектов;
7) организация общественных экологических экспертиз;
8) обеспечение радиационной защиты населения.
В части 2 статьи 22 данного Закона предусмотрена обязанность органов местного самоуправления муниципальных образований иметь на случай радиационной аварии согласованный с эксплуатирующей организацией план действий по предупреждению радиационной аварии, план действий при радиационной аварии, в случае необходимости, план эвакуации населения.
В п. 3 части 1 статьи 22 указанного Закона указано о том, что эксплуатирующие организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь план мероприятий по защите персонала от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами государственного регулирования, контроля и надзора, а также, при необходимости, с территориальными органами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заместитель прокурора Камчатского края Щенко Д.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими статьи 9, пункт 3 части 1, часть 2 статьи 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" N 133-оз от 16.01.2006 года.
В обоснование требований указал, что статья 9, ч. 2 ст. 22 Закона КАО N 133-оз содержит перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах обеспечения радиационной безопасности. Однако согласно положений Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, правовое регулирование указанных правоотношений не относится к полномочиям органов государственной власти, они относятся к вопросам местного значения соответственно сельского поселения, муниципального района и городского округа. А положения п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона КАО N 133-оз противоречит положениям ст. 19 Федерального Закона "О радиационной безопасности населения" N 3-ФЗ от 9 января 1996 года.
В судебном заседании представитель прокуратуры края Третьякова Т.А. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнив его указанием на признание оспариваемых положений недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Законодательного Собрания Камчатского края Манченко О.Л. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с заявлением прокурора согласилась, признавая его обоснованным. Губернатор Камчатского края, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по поводу заявления прокурора в суд не представил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.п. "д, з, н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, ликвидация их последствий, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в их границах; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на их территории (пункты 8, 23, 24 ч. 1 ст. 14, пункты 7, 21 ч. 1 ст. 15, пункты 8, 28, 29 ч. 1 ст. 16). Согласно ст. 6 данного Федерального Закона правовое регулирование указанных вопросов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
Таким образом, положения ст. 9 и ч. 2 ст. 22 оспариваемого Закона КАО N 133-оз, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах обеспечения радиационной безопасности, противоречат вышеуказанным нормам федерального законодательства, так как окружной законодатель вышел за пределы своей компетенции.
Согласно ст. 19 Федерального Закона "О радиационной безопасности населения" N 3-ФЗ от 9 января 1996 года, организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Таким образом, анализируя положения п. 3 ч. 1 ст. 22 оспариваемого Закона КАО N 133-оз, прихожу к выводу об их противоречии указанной статье 19 ФЗ "О радиационной безопасности населения" N 3-ФЗ. Так в указанной норме федерального закона говорится о том, что эксплуатирующие организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий обязаны иметь план мероприятий по защите не только персонала, как указано в норме окружного закона, но и населения. При этом данный план должен согласовываться, кроме всего прочего, и с органом местного самоуправления, тогда как в окружном законе указанное обстоятельство было проигнорировано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, положенные в обоснование заявленных прокурором требований нашли свое подтверждение. В связи с чем, ст. 9, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" N 133-оз от 16 января 2006 года противоречат федеральному законодательству, в силу чего, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, они подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Признать ст. 9, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" N 133-оз от 16 января 2006 года недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение, по вступлению в законную силу, опубликовать в газете Корякского автономного округа "Народовластие".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Суд Корякского автономного округа в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья |
О.Ф. Слободчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в их границах; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на их территории. Правовое регулирование указанных вопросов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
Таким образом, положения оспариваемых статьи 9 и части 2 статьи 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе", устанавливающие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах обеспечения радиационной безопасности, противоречат вышеуказанным нормам федерального законодательства, так как окружной законодатель вышел за пределы своей компетенции.
Согласно положениям Федерального закона "О радиационной безопасности населения", организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Таким образом, анализируя положения пункта 3 части 1 статьи 22 оспариваемого Закона Корякского автономного округа, суд пришел к выводу об их противоречии федеральному закону. Так в федеральноv законе говорится о том, что эксплуатирующие организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий обязаны иметь план мероприятий по защите не только персонала, как указано в норме окружного закона, но и населения. При этом данный план должен согласовываться, кроме всего прочего, и с органом местного самоуправления, тогда как в окружном законе указанное обстоятельство было проигнорировано.
При таких обстоятельствах, суд признал статью 9, пункт 3 части 1 статьи 22 и часть 2 статьи 22 Закона Корякского автономного округа "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Суда Корякского автономного округа от 16 января 2008 г. N 3-4-08
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 5 февраля, 27 марта 2008 г. NN 13, 33