Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Аносовой Е.А.
Барминой Е.А.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ерохина С. В. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2021 года по делу N 2-3042/2021 по иску Ерохина С. В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи
Козловой Н.И, объяснения истца Ерохина С.В, представителя истца - адвоката Федорова С.В. (удостоверение адвоката N... от 05.07.2021г, ордер А N... от 14.12.2021г.), представителя ответчика Семеновой Я.В. (действует на основании доверенности от 22.07.2021г. сроком по 31.12.2021г, диплом ВСБ N...), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ерохина С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с 01.08.1994 по 05.05.2002 (7 лет 9 месяцев 5 дней) - период прохождения военной службы по контракту в Вооруженных силах РФ, с 06.05.2002 по 26.04.2010 (7 лет 11 месяцев 20 дней) - период прохождения военной службы в Санкт-Петербургском суворовском военном училище в должности воспитателя роты суворовцев, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения 16.03.2020.
Истец указывает, что указанные периоды не были включены в специальный стаж (всего 15 лет 8 месяцев 25 дней военной службы), полагает, что ответчик необоснованно не применил требования Федерального закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих".
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2021 года исковые требования Ерохина С.В. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Истец, представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, полагали решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 04.03.2021) утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, согласно пп. "м" п. 1 вышеназванного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, используются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";... Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
- постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ерохин С.В, "дата" г.р, 16.03.2020 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N400- ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от 13.05.2020 N285370/20 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано (л.д.14-17).
Ерохин С.В. 20.01.2021 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от 20.01.2021 N1204082/20 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано (л.д.18-21).
Спорные периоды военной службы истца, во включении в специальный стаж которых было отказано, имели место 01.08.1994 - 05.05.2002, а также 06.05.2002-26.04.2010.
Из выписки о прохождении военной службы из послужного списка личного дела Ерохина С.В. следует, что в период с 01.08.1994 по 27.03.1999 истец являлся курсантом Московского высшего общевойскового командного училища; с 27.03.1999 по 18.03.2000 истец являлся командиром мотострелкового взвода, с 18.03.2000 по 22.01.2002 - командиром мотострелковой роты, с 22.01.2000 по 26.04.2010 - офицером-воспитателем роты суворовцев СПб Суворовского военного училища.
Согласно справке СПб Суворовского военного училища Ерохин С.В. принят с 27.04.2010 на должность воспитателя учебного курса, за ним сохранялась полная ставка.
Из трудовой книжки истца следует, что весь период с 01.08.1994 по 26.04.2010 обозначен как прохождение военной службы по контракту.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды военной службы по контракту не подлежат включению в специальный стаж работы в целях назначения пенсии по п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N400- ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", поскольку действующими в указанные периоды нормативными актами (Списком от 29 октября 2002 г. N 781, Списком 22 сентября 1999 г. N 1067, Списком 6 сентября 1991 г. N 463) не военная служба в качестве деятельности, подлежащей включению в специальный стаж, не поименована.
Судом первой инстанции отклонены доводы истца со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, поскольку спорные периоды указанным нормативным актом не регулируются, стаж педагогической работы до 1 января 1992 г, дающий право на досрочное назначение пенсии, у Ерохина С.В. выработан не был.
Между тем, в соответствии с пп. "г" п. 1, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения необходимо прохождение службы в период действия данного правового акта, то есть до 01.01.1992 и наличие не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 01.01.1992.
Оснований для включения спорных периодов в специальный стаж на основании нормативных актов, регулирующих вопросы военной службы, суд первой инстанции также не усмотрел.
В части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и в части 3 статьи 10 ранее действовавшего Закона от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, законодателем не предусмотрена возможность включения военной службы в специальных стаж работы в целях досрочного назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400- ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе Ерохин С.В. ссылается на положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает на то, что согласно абз. 2 данного пункта время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Указанные доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Исходя из анализа абз. 1 и 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз. 2 п. 3 ст. 10 данного Закона.
Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.
Данное толкование приведено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 26.09.2001 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2001 года".
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что спорные периоды военной службы по контракту не подлежат включению в специальный стаж работы, поскольку это не предусмотрено действующим правовым регулированием.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 16 июля 2013 г. N 1143-О, от 17 февраля 2015 г. N 286-О, от 23 апреля 2015 г. N 827-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий приобретения права на страховую (трудовую) пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Ввиду этого право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страхования пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Ссылки заявителя на положения п. 14 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" являются несостоятельными, поскольку Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074, регламентируют порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, а не исчисление специального стажа для назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, которым утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, указанные Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074, не поименованы.
Иных доводов апелляционная жалоба истца не содержит.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерохина С. В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.