Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Пестрикова О.В. и Мартыненко Ю.А, при секретаре судебного заседания - Поляковой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а также действий заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в пересмотре указанного выше решения и постановке на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, объяснения представителя филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" ФИО 2, полагавшей необходимым оставить без изменения решение гарнизонного военного суда, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1, в котором он просил признать незаконными решение начальника федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") от 20 июня 2019 года N N об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также действия заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанные с отказом в пересмотре вышеназванного решения и постановке на жилищный учёт, обязав уполномоченное должностное лицо ФГАУ "Росжилкомплекс" принять его на соответствующий учёт с первоначальной даты подачи документов.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение гарнизонного военного суда и принять новое решение.
Автор жалобы отмечает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N в связи с истечением срока его обжалования, не принял во внимание обращение административного истца в ФГАУ "Росжилкомплекс" от 11 июня 2021 года, сроки обжалования которого не истекли.
ФИО 1 обращает внимание суда апелляционной инстанции на то обстоятельство, что алиментное соглашение на передачу принадлежащей ему доли жилого помещения было заключено 4 декабря 2008 года и именно эта дата должна быть принята во внимание при рассмотрении вопроса о постановке его на жилищный учет, а не дата государственной регистрации данного соглашения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона военнослужащие признаются федеральным органом, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учётной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Статьёй 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из части 1 статьи 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после её регистрации.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО 1 заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходит военную службу в войсковой части "ХХХ". С января 2009 года ФИО 1 зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации административный истец не обеспечивался.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, с 13 марта 2001 года по 13 ноября 2017 года ФИО 1 на праве обшей совместной собственности с бывшей супругой ФИО 3 принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", общей площадью 44, 6 кв. м.
Копией соглашения об определении долей от 4 декабря 2008 года, заключенному между ФИО 1 и ФИО 3 названными лицами изменен режим собственности жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, с общей собственности на долевую собственность и этим же соглашением определено, что каждому из них принадлежит по ? доли данного жилого помещения.
Согласно алиментному соглашению от той же даты, административный истец передал принадлежащую ему ? доли указанной квартиры своему сыну - ФИО 4 в счёт уплаты алиментов на его содержание. При этом государственная регистрация перехода (прекращения) права на ? долю в жилом помещении, ранее принадлежащей ФИО 1 на праве собственности, произведена 13 ноября 2017 года.
2 апреля 2019 года ФИО 1 обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 1 человек.
Решением врио начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N ФИО 1. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что им были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
В соответствии приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 года N 583 "О реорганизации федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений" с 1 января 2021 года ФГКУ "Востокрегионжилье" присоединено к ФГАУ "Росжилкомплекс" с образованием филиала "Восточный".
11 июня 2021 года ФИО 1 обратился к начальнику филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" с просьбой отменить решение врио начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N и принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заместитель начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" в своем ответе от 29 июня 2021 года N N отказал административному истцу в удовлетворении его заявления о пересмотре решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" и постановке на жилищный учёт со ссылкой на то, что последний вправе заявить о признании нуждающимся в получении жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации не ранее 14 ноября 2022 года.
Гарнизонный военный суд, правильно установив существенные для дела обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что действия ФИО 1, связанные с отчуждением в декабре 2008 года ? доли в праве на жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 44, 6 кв. м, являются намеренным ухудшением жилищных условий.
Правильным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс", связанных с отказом в пересмотре решения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N, поскольку сделка о переходе права собственности в соответствии с заключенным алиментным соглашением прошла государственную регистрацию 13 ноября 2017 года, и именно с этой даты следует исчислять установленный статьей 53 ЖК РФ пятилетний срок.
Мнение автора жалобы о том, что этот пятилетний срок необходимо исчислять с 4 декабря 2008 года (даты заключения алиментного соглашения) противоречит части 1 статьи 164 ГК РФ.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока для обращения в суд по требованиям об оспаривании решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N.
Как установлено частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу положений статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения указанного срока возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о пропуске ФИО 1 трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения административного ответчика от 20 июня 2019 года N N, поскольку с этим решением ФИО 1 был ознакомлен в июне 2019 года, о чем он сам указал в административном исковом заявлении, а в суд обратился только 2 июля 2021 года, не представив доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока.
Правильно определив начало течения трехмесячного процессуального срока, не установив оснований для его восстановления, суд первой инстанции в полном соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ обосновано отказал в удовлетворении требований административного истца об обжаловании решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Ссылки автора апелляционной жалобы на то, что срок обращения с административным исковым заявлением необходимо исчислять с июня 2021 года являются несостоятельными, поскольку обращение истца к начальнику филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" 11 июня 2021 года срок на обжалование решения врио начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20 июня 2019 года N N не продляет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 года по административному делу по заявлению ФИО 1 об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а также действий заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в пересмотре указанного выше решения и постановке на жилищный учёт, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 11 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.