Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс" Горбулина М.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 17 декабря 2020 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 9 февраля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс" (далее по тексту - ООО "ЭкоТекс", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 17 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Курска от 9 февраля 2021 года, решением судьи Курского областного суда от 30 апреля 2021 года, ООО "ЭкоТекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Горбулин М.В. просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов.
Согласно части 3 статьи 22 указанного Закона за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Из содержания части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия но восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении и в условиях действия разрешения, не допускается.
Как усматривается из материалов дела должностными лицами Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора на основании приказа врио руководителя названного органа от 3 ноября 2020 года N 127 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЭкоТекс" с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 27 января 2020 года N 305 и от 17 июля 2020 года N 80.
19 и 30 ноября 2020 года филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" произведен отбор проб промышленных выбросов от стационарных источников ООО "ЭкоТекс", а именно: из трубы сушильной машины DMS-05 источник 0003 и из трубы сушильной машины DMS-05 источник 0004 (протокол отбора проб промвыбросов от 19 ноября 2020 года ПВ-155 и протокол отбора проб промвыбросов от 30 ноября 2020 года ПВ-116).
По результатам анализов отобранных проб промышленных выбросов установлено превышение НДВ, установленных декларацией о негативном воздействии на окружающую среду на источнике выброса N4: по ацетальдегиду в 1, 6 раза и по метиловому спирту в 25, 5 раза, что подтверждено протоколом результатов исследований, измерений от 27 ноября 2020 года N ПВ-155, а также по оксидам азота в 5, 1 раза и метиловому спирту в 7, 0 раза, что подтверждено протоколом результатов исследований, измерений от 2 декабря 2020 года N ПВ-166.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО "ЭкоТекс" постановлением должностного лица от 17 декабря 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, поданную заявителем на постановление должностного лица в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда с выводами должностного лица согласился и оставил указанный акт без изменения.
Защитник общества обратился с жалобой на указанные постановление и решение в Курский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Курского областного суда от 30 апреля 2021 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о доказанности совершения обществом указанного административного правонарушения, являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ЭкоТекс" указывает о том, что основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили, в том числе протоколы результатов исследований, измерений филиала "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 27 ноября 2020 года N ПВ-155 и от 2 декабря 2020 года N ПВ-166. Вместе с тем, взамен протокола от 2 декабря 2020 года N ПВ-166 филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" выдан протокол от 24 марта 2021 года N ПВ-43, протокол от 2 декабря 2020 года N ПВ-166 аннулирован. Протокол от 27 ноября 2020 года N ПВ-155 филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" дополнен протоколом от 24 марта 2021 года N ПВ-44.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела указанные обстоятельства не исследовались, правовая оценка им не давалась.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 9 февраля 2021 года и решение судьи Курского областного суда от 30 апреля 2021 года подлежат отмене.
Дело с жалобой защитника Общества на постановление должностного лица подлежит возвращению на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Курска.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 9 февраля 2021 года и решение судьи Курского областного суда от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Курска.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.