Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Али" (далее - ООО "Али") Иманова Ф.Т.о. на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Али",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 апреля 2021 года ООО "Али" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией изъятой и арестованной по делу алкогольной продукции - 1 340 бутылок водки "Югра", объемом 0, 5 литра, крепостью 40%. Изъятую и арестованную алкогольную продукцию после вступления постановления в законную силу постановлено уничтожить.
В жалобе защитник юридического лица Иманов Ф.Т. выражает несогласие с указанным постановлением, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение ввиду нарушения процессуальных требований.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ, в редакции на момент совершения правонарушения) запрещен, помимо прочего, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в порядке, установленном пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
В силу указанной нормы алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, которые приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 данной статьи, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными названным законом марками, не допускается.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (пункт 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункт 3.3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
В силу части 4 статьи 15.12 КоАП РФ оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, что 10 ноября 2020 года в магазине "Братья" по адресу г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, д. 26Б, пом. 1002, принадлежащем ООО "Али", имеющим лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по данному адресу, выявлено, что в розничной продаже на магазина находится алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными специальными марками: водка "данные изъяты" емк. 0, 5 л, крепость 40%, дата розлива 28 апреля 2018 года, производитель "данные изъяты", в количестве 19 бутылок.
При осмотре подсобных помещений магазина также обнаружена алкогольная продукция с признаками подделки ФСМ: водка " "данные изъяты"", емк. 0, 5 л, крепость 40%, дата розлива 28 апреля 2018 года, производитель "данные изъяты" в количестве 1320 бутылок.
1307 бутылок изъяты протоколом ареста от 10 ноября 2020 года, 32 бутылки - протоколом изъятия вещей и документов от 10 ноября 2020 года.
Согласно заключению эксперта федеральные специальные марки с серийными номерами: "данные изъяты", наклеенные на бутылки водки "Югра", емк. 0, 5 л, обнаруженные на алкогольной продукции, реализуемой ООО "Али" при указанных обстоятельствах, изготовлены не производством ФГУП "Гознак".
Установленные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, заключениями экспертов N 281 от 06 ноября 2020 года, N 370 от 13 января 2021 года, протоколом осмотра от 10 ноября 2020 года, полученными в установленном законом порядке, и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Али", допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и положениями нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота алкогольной продукции.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Указание в судебном акте на проведение осмотра в рамках внеплановой выездной проверки не повлекло за собой незаконных и необоснованных выводов при разрешении вопроса о законности получения представленных в материалы дела доказательств, их соответствии положениям статьи 26.2 КоАП РФ. Представленные в материалы дела доказательства получены в ходе проведения административного расследования по делу, возбужденному в связи со сведениями, содержащимися в обращении гражданина.
Довод о том, что ООО "Али" не было уведомлено о возбуждении дела, опровергается материалами дела, из которых следует, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и определения о назначении экспертизы направлены ООО "Али" по месту нахождения, указанному в настоящей жалобе, но возвращены отправителю ввиду истечения срока хранения (л.д. 26).
Вопреки доводам жалобы, определениями N527/2020 от 03 ноября 2020 года (л.д. 39-40), от 13 ноября 2020 года (л.д. 50-52) эксперту в порядке, установленном нормами КоАП РФ, поручено проведение экспертизы для разрешения вопроса об изготовлении представленных образцов ФСМ фабрикой "ГОЗНАК". В указанных определениях экспертам разъяснены права, обязанности, они предупреждены об ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, что подтверждают подписи экспертов в соответствующих строках определений.
Вынесенные на основании указанных определений о назначении экспертизы заключения эксперта отвечают требованиям допустимости, содержат необходимые и достаточные сведения, об обстоятельствах, подлежащих выяснению в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Поэтому то обстоятельство, что эксперт дополнительно представил расписки о предупреждении об ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о недопустимости данных доказательств.
Осмотр помещения, изъятие вещей и документов, арест алкогольной продукции проводились в присутствии товароведа "данные изъяты", которой разъяснены права, что зафиксировано в протоколе осмотра от 10 ноября 2020 года (л.д. 54), протоколе изъятия вещей и документов от 10 ноября 2020 года (л.д. 62-65), протоколе ареста от 10 ноября 2020 года (л.д. 59-61).
Протокол осмотра помещения составлен с соблюдением требований статьи 28.7 КоАП РФ. В силу указанной нормы осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного кодекса, в присутствии представителя юридического лица, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица и понятыми, если они участвуют. При этом в случаях, не терпящих отлагательства, протокол может быть подписан иным представителем юридического лица.
Проведение должностным лицом осмотра помещения, в котором юридическое лицо осуществляет деятельность, с участием его работника и с использованием технических средств согласуется с требованиями статьи 28.7 КоАП РФ. Оснований для признания недопустимым доказательством по делу протокола, составленного по результатам осмотра помещения магазина с соблюдением положений указанной нормы, не имеется.
Допрос "данные изъяты" в качестве свидетеля, вопреки доводам жалобы, не противоречит нормам КоАП РФ и не влечет признание собранных по делу доказательств недопустимыми.
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, а равно не дают оснований для вывода о недоказанности виновности ООО "Али" в совершении вмененного административного правонарушения.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ правонарушениях, не усматривается.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Право ООО "Али" на судебную защиту не нарушено, вопреки доводам жалобы.
Извещение о рассмотрении дела 01 апреля 2021 года было направлено по месту нахождения юридического лица 01 марта 2021 года, прибыло в место вручения 03 марта 2021 года, 04 марта 2020 года состоялась неудачная попытка вручения. Отправление возвращено отправителю ввиду истечения срока хранения 03 апреля 2021 года.
Вместе с тем, пунктом 34 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" установлено, что почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения указанных почтовых отправлений день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Таким образом, нарушение ФГУП "Почта России" Правил оказания услуг почтовой связи, выраженное в увеличенном (более 7 дней) сроке хранения почтового отправления, не свидетельствует о ненадлежащем извещении ООО "Али" о времени и месте судебного заседания.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены, в постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "Али" в пределах санкции части 4 статьи 15.12 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения судебного акта в части назначенного дополнительного административного наказания в виде конфискации алкогольной продукции.
При назначении дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции судья не учел положения части 3 статьи 3.7 КоАП РФ, согласно которой не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в числе прочего этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляется без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Закона или с маркировкой поддельными марками (подпункт 1 пункта 1); изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 названной статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В настоящем случае административное наказание в виде конфискации, вопреки вынесенному судьей постановлению, применено быть не может, изъятая и арестованная соответствующими протоколами продукция подлежит уничтожению.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 апреля 2021 года подлежит изменению путем замены указания на конфискацию изъятой и арестованной алкогольной продукции указанием на ее уничтожение в установленном порядке, включая бутылку, переданную в распоряжение административного органа гражданином "данные изъяты" что не ухудшает положение юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Али" изменить, заменить указание на конфискацию предметов административного правонарушения - алкогольной продукции в количестве 1340 бутылок водки "Югра", объемом 0, 5 литра, крепостью 40%, включая бутылку, переданную в распоряжение административного органа гражданином "данные изъяты" указанием на ее уничтожение в установленном порядке.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, жалобу защитника Иманова Ф.Т.о. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.