Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Мельниковой Марины Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 18 февраля 2021 года, решение судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мельниковой Марины Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 18 февраля 2021 года (N 5-58/2021), оставленным без изменения решением судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09 апреля 2021 года (N 12-1-46/2021), Мельникова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Заместителем прокурора Ачитского района представлены возражения на жалобу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 12 ноября 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.
Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок, устанавливающие порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 (далее - Правила).
Объем информации и сроки ее внесения в единый реестр проверок устанавливаются приложениями к Правилам.
Постановлением мирового судьи Мельникова М.В. привлечена к административной ответственности за то, что она, являясь должностным лицом - "данные изъяты" Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах, в период с 14 февраля 2020 года по 27 марта 2020 года в нарушение приложения N 1 к Правилам не исполнила требования законодательства о государственном контроле (надзоре), то есть более двух раз в течение одного года внесла недостоверную информацию о проверке в ФГИС "Единый реестр проверок", а именно: 03 марта 2020 года внесла в единый реестр проверок недостоверную информацию о дате распоряжения о проведении проверки ГБУЗ СО "Ачитская ЦРБ", о дате начала проведения проверки ГБУЗ СО "Ачитская ЦРБ", о дате уведомления проверяемого лица о проведении проверки ГБУЗ СО "Ачитская ЦРБ"; более двух раз в течение одного года внесла неполную информацию о проверке в единый реестр проверок: не внесла в единый реестр проверок в срок до 14 февраля 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МКОУ Ачитского городского округа "Заринская СОШ"; не внесла в единый реестр проверок в срок до 20 февраля 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении ГБУЗ СО "Ачитская ЦРБ"; не внесла в единый реестр проверок в срок до 05 марта 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МУП ЖКХ Ачитского городского округа; не внесла в единый реестр проверок в срок до 16 марта 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МКОУ Ачитского городского округа "Ачитская СОШ"; не внесла в единый реестр проверок в срок до 24 марта 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке, в отношении ООО "Водолей"; не внесла в единый реестр проверок в срок до 27 марта 2020 года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке, в отношении МКОУ Ачитского
городского округа "Русскопотамская СОШ".
С выводами мирового судьи согласился и судья районного суда.
Между тем судьями не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ, заключается в альтернативных действиях (бездействии): невнесение информации о проверке в единый реестр проверок, либо нарушение два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо внесение два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.
Как следует из постановления заместителя прокурора Ачитского района о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26 января 2021 года, Мельниковой М.В. вменено внесение в единый реестр проверок два и более раза неполной и недостоверной информации.
В соответствии с Приложением N 1 к Правилам в единый реестр проверок подлежит внесению информация о проверке, содержащую в том числе дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки; дату начала и окончания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (подп. "а" п. 1), в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки (п. 2 Приложения N 1 к Правилам); а также информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, не позднее дня направления проверяемому лицу уведомления о начале проведения проверки (п. 4 Приложения N 1 к Правилам).
Внесение информации возложено на уполномоченное должностное лицо органа контроля (п. 2-7 Приложения N 1 к Правилам).
Мельникова М.В. с "данные изъяты" года работает в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в должности "данные изъяты".
Согласно приказу начальника территориального отдела от 07 июня 2018 года N 66-07-01/01-44-2018 на Мельникову М.В. возложено внесение в единый реестр проверок сведений о распоряжении или приказе о проведении проверки, мерах, принятых по результатам проверки, об исполнении постановления о назначении наказания. Внесение сведений о вручении распоряжения о проведении проверки, об организации проведения проверки, о правовых основаниях проведения проверки, о подлежащих проверке обязательных требованиях, о результатах проверки возложено на должностное лицо, ответственное за проведение проверки. Из п. 5 приказа следует, что при отсутствии этого лица по причине отпуска, временной нетрудоспособности сведения о проверках в единый реестр проверок вносит Мельникова М.В. (л.д. 69-70).
Таким образом, внесение в единый реестр проверок сведений об уведомлении проверяемого лица, о подлежащих проверке обязательных требованиях, входит в должностные обязанности Мельниковой М.В. только в том случае, если она является лицом, уполномоченным на проведение проверки, либо такое лицо отсутствует на работе по уважительным причинам.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют распоряжения о проведении проверок в отношении Русскопотамской СОШ, Ачитской ЦРБ, поэтому невозможно установить, являлась ли Мельникова М.В. лицом, уполномоченным на проведение проверки и, как следствие, на внесение в единый реестр проверок сведений об уведомлении проверяемого лица, о подлежащих проверке обязательных требованиях. Из имеющихся в деле распоряжений о проведении проверок в отношении ООО "Водолей", Заринской СОШ, Ачитской СОШ, МУП ЖКХ (л.д. 71-82) следует, что уполномочены на проведение проверок были иные должностные лица, а не Мельникова М.В.
Также в деле не имеется данных о том, отсутствовали ли временно на работе должностные лица, уполномоченные на проведение проверок, вследствие чего их обязанности по внесению информации в единый реестр проверок должна была исполнять Мельникова М.В.
Рассмотрение дела без установления всех обстоятельствах, имеющих значение для дела, не отвечает задачам производства по делу об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ).
При этом внесение в реестр 03 марта 2020 года недостоверной информации о дате распоряжения о проведении проверки и дате начала проведения проверки в отношении ГБУЗ СО "Ачитская ЦРБ" является однократным, не может быть квалифицировано как внесение в реестр недостоверной информации два раза, поскольку эта информация была внесена 03 марта 2020 года в отношении одного и того же юридического лица в рамках одной проверки и подлежала внесению в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки.
Привлекая Мельникову М.В. к административной ответственности за допущенные нарушения, мировой судья исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности по всем вмененным Мельниковой М.В. нарушениям, равный одному году, не истек.
Однако такой вывод является неправильным применительно к факту невнесения в единый реестр проверок информации о проведении внеплановой проверки в отношении МКОУ Ачитского городского округа "Заринская СОШ", которая проводилась с 10 февраля по 10 марта 2020 года. Распоряжение о проведении проверки вынесено 05 февраля 2020 года, информация о проверке подлежала внесению в реестр не позднее трех рабочих дней (п. 2 Приложения N 1 к Правилам), то есть до 10 февраля 2020 года.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку нарушение срока внесения в единый реестр проверок информации о проведении внеплановой проверки в отношении МКОУ Ачитского городского округа "Заринская СОШ" не является длящимся правонарушением, вопреки выводам мирового судьи, постольку данное нарушение подлежало исключению из объема вмененного Мельниковой М.В. правонарушения. Срок давности по нему, исчисляемый с 11 февраля 2020 года, истек к моменту вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении. Истечение указанного срока не отрицал в районном суде и прокурор Шамхалов А.С. (л.д. 137об).
Судья районного суда в нарушение статьи 24.1, части 3 статьи 30.6 КоАП РФ жалобу Мельниковой М.В. на постановление мирового судьи фактически не рассмотрел, изложенные в ней доводы не проверил и не оценил, мер к установлению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, не принял, чем ограничил право должностного лица на судебную защиту.
Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения являются существенными, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд (пункт 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мельниковой Марины Владимировны, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Красноуфимский районный суд Свердловской области.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.