Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-134/2021 по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Макушенко Е.В, апелляционному представлению прокурора Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 9 сентября 2021 года, которым административный иск Букова А.Д. о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021 года N 503", удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Макушенко Е.В. - Баклагина Е.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Букова А.Д. - Шестакова А.В, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб и апелляционного представления, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 ноября 2018 года N 1938 установлена береговая линия (граница водного объекта) озера Ладожское в границах Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, определенная в рамках государственного контракта от 2 октября 2017 года N 0106200001417000030 обществом с ограниченной ответственностью "Карелгеоком", общей протяжённостью 374, 47 км.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021 года N 503 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 ноября 2018 года N 1938, местоположение береговой линии (границы водного объекта) озера Ладожское в границах Лахденпохского муниципального района Республики Карелия утверждено согласно приложению к приказу.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 признан утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021 года N 503.
Буков А.Д. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском, в котором просил признать не действующим со дня принятия приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021 года N 503".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что земельные участки с кадастровыми номерами N, собственником которых он является, ранее частично пересекали береговую линию озера Ладожское, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр недвижимости на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 ноября 2018 года N 1938.
С целью уточнения местоположения береговой линии Буков А.Д. заключил договор с обществом с ограниченной ответственностью "Эководсреда". Общество подготовило технический отчет "Уточнение местоположения части береговой линии (границы водного объекта), границы части водоохраной зоны и границы части прибрежной защитной полосы Ладожского озера на территории Лахденпохского района Республики Карелия в месте нахождения земельных участков с кадастровыми номерами N", на основании которого Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия издан приказ N 503 от 3 марта 2021 года, местоположение береговой линии изменено, исключено её пересечение с границами названных земельных участков.
По мнению административного истца, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150, которым ранее изданный приказ от 3 марта 2021 года N 503 признан утратившим силу, вновь уточнено местоположение береговой линии озера Ладожское, однако установленный законом порядок уточнения не соблюдён, в связи с чем оспариваемый приказ не соответствует пункту 2 части 4 и части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, Правилам определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377, и нарушает право Букова А.Д. на уточнение береговой линии в месте нахождения принадлежащих ему земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 9 сентября 2021 года административное исковое заявление Букова А.Д удовлетворено. Признан не действующим с момента вступления в законную силу решения суда приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021года N 503".
В апелляционных жалобах Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Макушенко Е.В, в апелляционном представлении прокурор просят решения суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1).
На основании и во исполнение Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (часть 6 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения (далее - Правила). В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-П, Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению. Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации в области водных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Карелия (подпункт 8 пункта 9 Положения).
В силу части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации озеро Ладожское находится в собственности Российской Федерации, частично расположено на территории Республики Карелия.
Следовательно установление местоположения береговой линии озера Ладожское на территории Республики Карелия отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции согласился с его доводами о несоблюдении при издании оспариваемого приказа процедуры, установленной пунктом 2 части 4 и части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации. Также суд пришёл к выводу о недоказанности произведенной Буковым А.Д. незаконной отсыпки песчано-гравийной смесью принадлежащих ему земельных участков, расположенных в акватории, береговой полосе, водоохранной зоне и прибрежной зоне защитное полосе Ладожского озера.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом первой инстанции не учтено, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, издавшему в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, внести изменения и дополнения в него, а также его отменить. Суждение суда о необходимости соблюдения при издании оспариваемого приказа установленной Правилами процедуры по уточнению местоположения береговой линии неверно, поскольку приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 не уточняет местоположение береговой линии озера Ладожское, а отменяет нормативный правовой акт, которым оно изменено (приказ от 3 марта 2021 года N 503), в связи с выявленными нарушениями законодательства при его издании.
Так, непосредственно из текста приказа от 26 мая 2021 года N 1150 следует, что его издание явилось следствием рассмотрения представления Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры N 07-12-2021 от 24 мая 2021 года.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из содержания представления Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры N 07-12-2021 от 24 мая 2021 года об устранении требований законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства следует, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021 года N 503 нарушены права неопределённого круга лиц, а также Российской Федерации, поскольку в результате уточнения местоположения береговой линии фактически береговая полоса и часть акватории Ладожского озера предоставлены в распоряжение конкретному физическому лицу (собственнику земельных участков с кадастровыми номерами N). Представление содержит сведения о привлечении ФИО к административной ответственности за производство отсыпки земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в акватории, береговой полосе, водоохранной зоне и прибрежной зоне защитное полосе Ладожского озера песчано-гравийной смесью.
Во исполнение представления прокуратуры Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия приняты меры для устранения допущенных нарушений законодательства путем признания утратившим силу собственного приказа от 3 марта 2021 года N 503. При этом Министерством учтено, что факт отсыпки установлен постановлением Балийско-Арктического межрегионального управления Роспотребнадзора от 6 июля 2020 года и постановлением Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республики Карелия от 6 июля 2020 года, в то время как в отчете общества с ограниченной ответственностью "Эководсреда" данный факт не отражён. Вместе с тем, установление местоположения береговой линии осуществляется в случаях, если оно изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий (подпункт "а" пункта 3 Правил), а не вследствие незаконных действий физических лиц.
При таком положении, учитывая, что вынесение приказа Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 26 мая 2021 года N 1150 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 3 марта 2021года N 503" не носит произвольный характер, судебная коллегия не усматривает оснований для признания его не действующим.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения, имеются предусмотренные частью 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в части и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 9 сентября 2021 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления Букова А.Д. - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.