Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Панфиловой Л.Ю, Хребтовой Н.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении произвести текущий и капитальный ремонт жилого дома, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Моториной О.А, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона обратился в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц с иском к Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России", филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Восточному военному округу), жилищно-коммунальной службе N 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Восточному военному округу) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия. В обоснование иска указал, что в ходе проверки технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", установлена необходимость в проведении капитального и текущего ремонта в объёме работ, выявленных в результате весеннего осмотра.
С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания указанного многоквартирного дома; обязать Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с установкой урн (5 шт.); установкой скамеек (5 шт.); установкой бельевой площадки (1 шт.), установкой беседки (1 шт.).
Обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с штукатуркой стен и потолка (250 кв. м); побелкой стен (397, 5 кв. м); покраской стен (450 кв. м); восстановлением ПВХ перил в подъездах (30 м/п); восстановлением игровой площадки (1 шт.); ремонтом окон (70 кв. м); ремонтом (установкой) внутренних дверей (поквартирных входных дверей) (70 шт.); ремонтом дверей (тамбурных/металлических) (3 шт.); ремонтом (установкой) дверных замков (70 шт.); ремонтом (установкой) навесов (20 шт.); заделкой трещин межпанельных швов (1 900 м); ремонтом отмостки (188 кв. м); установкой продухи (2, 34 кв. м); заменой трубы отопления Д-80 мм (160 м); заменой задвижек Д-80 мм (4 шт.); заменой трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м.); заменой задвижек Д-80 мм (2 шт.); заменой канализации Д-110 мм (40 м); заменой ВРУ-04 (1 шт.); заменой трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м); заменой трубы отопления Д-20 мм (1 400 м); заменой электропровода (500 м); заменой электрощита (25 шт.).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация - фонд "Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Еврейской автономной области" (НКО "РОКР").
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.
Постановлено признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Возложить на Минобороны России обязанность в срок до 31.12.2022 провести капитальный ремонт многоквартирный дома, расположенного по адресу: "адрес", а именно: установка урн в количестве 5 штук; установка скамеек в количестве 5 штук; установка бельевой площадки в количестве 1 штука; установка беседки в количестве 1 штука.
Возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обязанность в срок до 31.12.2022 провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", а именно: штукатурка стен и потолка - 250 кв.м, побелка стен - 397, 5 кв.м, покраска стен - 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах - 30 м/п, восстановление игровой площадки - 1 шт, ремонт окон (70 кв.м), ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) - 70 шт, ремонт дверей (тамбурные/металлические) (3 шт.); ремонт (установка) дверных замков (70 шт.); ремонт (установка) навесов (20 шт.); заделка трещин межпанельных швов - 1 900 м; ремонт отмостки - 188 кв.м.; установка продухи - 2, 34 кв.м.; замена трубы отопления Д-80 мм (160 м.); замена задвижек Д-80 мм (4 шт.); замена трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м.); замена задвижек Д-80 мм (2 шт.); замена канализации Д-110 мм (40 м.); замена ВРУ-04 (1 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м.), замена трубы отопления Д-20 мм (1 400 м.), замена электропровода (500 м.), замена электрощита (25 шт.).
При недостаточности у ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ денежных средств на проведение вышеуказанных работ, обязать Минобороны РФ выделить денежные средства на указанные цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 августа 2021 года решение суда первой инстанции изменено, абзацы третий и четвертый изложены в следующей редакции:
возложить на Минобороны РФ обязанность в срок до 31.12.2022 провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" а именно: установку урн (5 шт.), установку скамеек (5 шт.), установку бельевой площадки (1 шт.), установку беседки (1 шт.), восстановление игровой площадки (1 шт.), ремонт отмостки (188 кв. м);
возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обязанность в срок до 31.12.2022 провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" а именно: штукатурку стен и потолка (250 кв. м), побелку стен (397, 5 кв. м), покраску стен (450 кв. м), восстановление ПВХ перил в подъездах (30 м/п), ремонт окон (70 кв. м), ремонт (установку) внутренних дверей (поквартирные входные двери) (70 шт.), ремонт дверей (тамбурных/металлических) (3 шт.); ремонт (установку) дверных замков (70 шт.); ремонт (установку) навесов (20 шт.); заделку трещин межпанельных швов (1 900 м), установку продухи (2, 34 кв. м), замену трубы отопления Д-80 мм (160 м), замену задвижек Д-80 мм (4 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замену задвижек Д-80 мм (2 шт.), замену канализации Д-110 мм (40 м), замену ВРУ-04 (1 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замену трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замену электропровода (500 м), замену электрощита (25 шт.)".
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ просит отменить решение первой и апелляционной инстанций и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что решение о проведении текущего ремонта является полномочием собственника, при этом, управляющая компания не может самостоятельно принимать решения о проведении каких-либо действий с многоквартирными домами собственника.
Минобороны России в кассационной жалобе считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что спорный дом находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, и, как обладатель права оперативного управления обязан нести расходы на содержание общего имущества. Обращает внимание, что производство перечисленных в решении ремонтных работ, возможно только после заключения государственных контрактов и при наличии выделенных лимитов бюджетных средств. Возлагая на Минобороны РФ обязанность по проведению капитального ремонта здания МКД, суды не учли, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета. Просит отменить апелляционное определение, вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны в судебное заседание не явились. Учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Моторину О.А, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" находится в собственности Российской Федерации, закреплённой за Вооружёнными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) в лице Минобороны России.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
Минобороны России обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил (подпункт 52 пункта 7 Положения).
В целях выполнения возложенных на Минобороны России полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Согласно пункту 3 названного приказа, пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, основной деятельностью учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил.
26.09.2017 между государственным заказчиком - Минобороны России, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закреплённого за Вооружёнными Силами, и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (управляющая организация) заключён договор N по управлению жилищным фондом, закреплённым за Вооруженными Силами (далее - договор от 26.09.2017 N). В приложении к договору поименован многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с положениями договора управляющая организация - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязалась выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений (пункт 2.1). В отношении передаваемого в управление жилищного фонда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации (пункт 2.4).
При проведении военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проверки технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", выявлены нарушения, для устранения которых необходимо проведение капитального и текущего ремонта.
Из актов общего сезонного весеннего осмотра от 07.04.2020 N и осеннего осмотра от 25.09.2020 следует, что указанному многоквартирному дому требуется выполнение капитального и текущего ремонта в отношении подвала, общедомовых инженерных сетей, внешних и внутренних стен, отмостки, лестниц, кровли и чердачного перекрытия, вентиляции, окон, дверей, а также благоустройство придомовой территории, в том числе установка урн, скамеек, игровой площадки и беседки, бельевых стоек.
В акте приёма-передачи указанного многоквартирного дома в управление, составленном в 2017 году, сведения о проведении последнего капитального ремонта отсутствуют, степень износа указана по данным государственным техническим учётам в размере 37 %, многоквартирный дом 1979 года постройки.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта, собственник (Минобороны РФ), а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем, нарушаются жилищные права неопределённого круга граждан, признав незаконным бездействие собственника спорного объекта недвижимости Минобороны РФ, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания, суд возложил обязанность по проведению капитального ремонта на Министерство обороны РФ, как на собственника объекта недвижимости, обязанность по проведению текущего ремонта - на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как управляющую организацию, принявшую на себя в силу договора от 26.09.2017 обязательства по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома
С данными выводами суд апелляционной инстанции согласился, изменив перечень работ необходимых для проведения капитального и текущего ремонта.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает данные выводы судов первой и апелляционной инстанции верными.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не наделено полномочиями по проведению текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), включая проведение текущего ремонта.
Ссылка на наличие предусмотренного законом порядка организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда Минобороны РФ не свидетельствует о незаконности решения. При разрешении спора суды верно исходили из наличия доказательств о необходимости проведения текущего ремонта и из установленного факта нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непроведением ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ такого ремонта. Необходимость соблюдения порядка организации и проведения ремонта не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав граждан.
Кроме того, ссылки на длительность процедуры выделения бюджетных средств, необходимость корректировки расходной части бюджета Минобороны РФ, проведения закупочных процедур не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку связаны с обстоятельствами организационного характера, наличие которых не должно влиять на своевременное исполнение решения суда, направленного на защиту жилищных прав граждан.
Выполнение указанного вида работ относится к основному виду деятельности учреждения и не должно вызвать затруднений при их проведении.
Вопреки доводам кассационной жалобы Минобороны России, в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Реализуя полномочия собственника, Минобороны РФ заключило с ответчиком договор по управлению жилищным фондом.
В связи с чем, передача спорного жилого дома на обслуживание управляющей организации не освобождает собственника здания от обязанности по его надлежащему содержанию и капитальному ремонту.
Факт включения постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.06.2018 N-пп спорного многоквартирного жилого дома в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 гг. не освобождает Минобороны России, как собственника этого объекта недвижимости, от обязанностей по его содержанию. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Иные доводы кассационных жалоб не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений в указанной части.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений в указанной части.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Минобороны России субсидиарной ответственности в случае недостаточности у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России денежных средств на проведение текущего ремонта спорного многоквартирного дома.
Согласно части 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несёт собственник имущества бюджетного учреждения.
Из смысла приведённой нормы следует, что собственник имущества бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
Между тем, в рассматриваемом случае основанием для удовлетворения требований к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России послужило ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей, предусмотренных условиями договора управления N от 26.09.2017, по содержанию общедомового имущества.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения Министерства обороны РФ, осуществляющего правомочия собственника имущества учреждения, к субсидиарной ответственности.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции в данной части оставил без изменения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым решения Биробиджанского районного суда от Еврейской автономной области от 19.02.2021 и апелляционной определение суда Еврейской автономной области от 27.08.2021 в части возложения обязанности на Министерство обороны РФ выделить денежные средства, в случае недостаточности у ФГБУ "ЦЖКУ" денежных средств на проведение работ отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований заместителю прокурора Биробиджанского гарнизона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 августа 2021 года в части возложения обязанности на Министерство обороны РФ выделить денежные средства, в случае недостаточности у ФГБУ "ЦЖКУ" денежных средств на проведение текущего ремонта отменить, в данной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований заместителю прокурора Биробиджанского гарнизона.
В остальной неизмененной части решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.