Решение Суда Корякского автономного округа
от 22 декабря 2006 г. N 3-11-06
Суд Корякского автономного округа в составе
председательствующего - судьи Саковца О.В.,
при секретаре Метелице Н.П.
с участием старшего помощника прокурора округа Горна В.Ф., представителей:
Думы Корякского автономного округа Волкова С.В.,
Губернатора Корякского автономного округа Кравцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Корякского автономного округа (КАО) Золотухина А.В. о признании Закона КАО N 110-ОЗ от 10 декабря 1999 года "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" (с изменениями и дополнениями) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу, установил:
Прокурор КАО Золотухин А.В. обратился в суд с указанным выше заявлением.
В обоснование заявленных требовании указал, что Закон КАО N 110-ОЗ от 10 декабря 1999 года "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" противоречит пунктам 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от б октября 1999 г. (с изменениями на 25 октября 2006 г) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральному закону N 79-ФЗ от 7 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует читать как "27 июля 2004 г."
Пункт 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ. В указанном перечне отсутствуют полномочия субъекта РФ устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на государственной службе субъекта РФ.
Кроме того, с 1 февраля 2005 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, который содержит указание на то, что порядок и условия государственного пенсионного обеспечения гражданских служащих будет регулироваться специальным Федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует читать как "27 июля 2004 г."
В связи с выходом Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральным государственным служащим установлена пенсия за выслугу лет.
Согласно п. 4 ст. 7 данного Закона условия предоставления указанной пенсии государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъекта и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Однако на территории округа продолжает действовать оспариваемый Закон КАО N 110-ОЗ "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа".
В судебном заседании старший помощник прокурора округа Горн В.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме, кроме того, указал, что оспариваемый Закон КАО N 110-ОЗ "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" вошел в противоречие с нормами Закона КАО от 20 июля 2005 года N 78-ОЗ "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа" (с изм. и доп. от 2 и 28 декабря 2005 г. и 28 июня 2006 г.), в который Законом КАО от 28 июня 2006 года за N 193-ОЗ внесены изменения: в п. 13 ст. 40 слова "ежемесячная доплата к пенсии" заменены на слова "пенсия за выслугу лет", кроме этого, в ст. 41 п. 10 по всему тексту слова Закона "доплата к пенсии" в соответствующих числе и падеже заменены на слова "пенсия за выслугу лет" в соответствующих числе и падеже.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 1 п. 10 Закона от 28 июня 2006 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Закон Корякского автономного округа "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа"
Кроме этого, статьей 39 Закона КАО от 20 июля 2005 года N 78-ОЗ "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа" определено, что одной из основных гарантий гражданских служащих является (п. 11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении на гражданской службе.
В обоснование требований также указал, что бюджет КАО является дотационным. Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" из Федерального фонда финансовой поддержки на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности КАО выделено 613.199.1 тыс. рублей, а фактическая потребность средств на доплаты к пенсии государственных служащих в 2006 году составляет 12 млн. рублей. Указанные обстоятельства влияют на финансовое обеспечение региональных целевых программ и финансирование других видов расходов, от которых зависит благополучие населения на всей территории округа.
Представитель Губернатора КАО Кравцов В.А. полностью поддержал требование прокурора, указав, что нормы оспариваемого Закона, при дотационности бюджета округа, отрицательно сказываются на финансировании целевых программ, значительно увеличивают его расходную часть.
Представитель Думы КАО Волков С.В. с заявленными требованиями не согласился, полагая, что оспариваемый Закон КАО N 110-ОЗ "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" не противоречит указанным в заявлении прокурора Федеральным законам, так как принят во исполнение Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", действующим на данный момент. Пунктом 10 данного Указа Президента РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ установить соответствующие гарантии с учетом положений данного Указа.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, проанализировав имеющуюся законодательную базу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении настоящего дела суд, в целях обеспечения надлежащего судебного контроля за правомерностью действий властных органов, не связан с основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно Указу Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" лица, указанные в нем, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии назначенной в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" впредь до принятия соответствующих федеральных законов.
Пунктом 10 названного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ установить соответствующие гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
В связи с этим 17 декабря 1999 года Думой КАО был принят Закон N 110-ОЗ "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа". Закон был опубликован в газете "Народовластие" N 8 2 февраля 2000 года и, согласно ст. 10 Закона, вступил в силу с этой же даты. Как следует из преамбулы Закона "Настоящий Закон устанавливает условия, порядок и размеры ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности КАО".
Согласно п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ и п. 4 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2005 года, содержится исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ.
В указанном перечне отсутствует полномочие субъекта РФ устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на государственной службе субъекта РФ.
Согласно ст. 26.3-1 данного Закона органы государственной власти субъекта РФ могли бы осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта РФ по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, но лишь при условии, если возможность осуществления таких расходов была бы предусмотрена федеральными законами.
Каких-либо федеральных законов, предусматривающих право субъекта РФ устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на государственной службе субъекта РФ нет.
Вместе с тем, 15 декабря 2001 года был принят Федеральный закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым федеральным государственным служащим взамен установленной Указом Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" доплаты к государственной пенсии, установлена пенсия за выслугу лет, а также определение условий предоставления права на государственную пенсию государственным служащим субъектов РФ за счет средств субъектов РФ отнесено к ведению субъектов РФ (п. 4 ст. 7).
Аналогичная норма права содержится и в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего Федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом.
С 1 февраля 2005 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который содержит указание на то, что порядок и условия государственного пенсионного обеспечения гражданских служащих будет регулироваться специальным Федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует читать как "27 июля 2004 г."
Как усматривается из материалов дела 28 июня 2006 года Думой КАО был принят Закон N 193-ОЗ "О внесении изменений в Закон Корякского автономного округа "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа", согласно которому внесены изменения в п. 13 ст. 40, где слова "ежемесячная доплата к пенсии" заменены словами "пенсия за выслугу лет", а в ст. 41 п. 10 по всему тексту слова Закона "доплата к пенсии" в соответствующих числе и падеже заменены на слова "пенсия за выслугу лет" в соответствующих числе и падеже.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 1 п. 10 Закона от 28 июня 2006 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Закон Корякского автономного округа "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа"
Во исполнение Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Губернатором КАО 7 ноября 2006 года было принято Постановление "Об утверждении Порядка и условий назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Корякского автономного округа".
При таких обстоятельствах, доводы представителя Думы КАО Волкова С.В. о том, что оспариваемый Закон N 110-03 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" не противоречит указанным в заявлении прокурора Федеральным законам, так как принят во исполнение Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", в силу изложенного выше, не могут быть признаны обоснованными.
Названный Указ Президента РФ вопросы предоставления социальных гарантий лицам замещавшим государственные должности субъектов РФ не регулирует, поскольку пунктом 10 лишь рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 года N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что гражданам РФ из числа лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 года ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", устанавливается с 1 января 2002 года пенсия за выслугу лет, предусмотренная ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Более того, как пояснил Волков С.В., Думой КАО Постановлением N 24/395 от 13 декабря 2006 года в первом чтений принят проект закона КАО "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих и лиц, замещавших государственные должности Корякского автономного округа", в котором ст. 12 предусмотрено признать утратившими силу Закон КАО N 110-ОЗ от 10 декабря 1999 года "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" и Закон КАО от 8 ноября 2000 года N 161-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Корякского автономного округа "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим Корякского автономного округа".
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Закон КАО от 10 декабря 1999 года N 110-ОЗ "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа", действующий на момент рассмотрения дела в суде, противоречит федеральному законодательству: Закону N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закону N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу признает его недействующим. При этом в целях исключения в будущем споров, связанных с действием оспариваемого Закона, признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 193 - 198, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд Корякского автономного округа решил:
Заявление прокурора Корякского автономного округа Золотухина А.В. удовлетворить.
Признать Закон Корякского автономного округа N 110-ОЗ от 10 декабря 1999 года "О ежемесячной доплате к государственной пенсии государственным, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности категории "А" Корякского автономного округа" (с изменениями и дополнениями) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Настоящее решение по его вступлении в законную силу подлежит:
- направлению в Думу Корякского автономного округа и Губернатору Корякского автономного округа;
- опубликованию в газете Корякского автономного округа" Народовластие";
- направлению в Управление Министерства Юстиции по Камчатской области и Корякскому автономному округу.
Председательствующий |
О.В. Саковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Корякского автономного округа от 22 декабря 2006 г. N 3-11-06
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 24 мая 2007 г. N 59