Суд апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего - судьи ШЕЛЕПОВОЙ Ю.В., при помощнике судьи БАХВАЛОВЕ М.А., с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления Прокуратуры г.Москвы КУЗЬМЕНКО В.В., НАРЗИЕВА Н. Б. и его защитника - адвоката ПОСТНОВА А.В., представившего удостоверение N** года, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя Бабушкинского межрайонного прокурора г.Москвы Жигастова С.А. на постановление Бабушкинского районного суда г.Москвы от 30 сентября 2021 года, которым в отношении НАРЗИЕВА Н.Б., не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п."а, в" ч.3 ст.165 УК Республики Узбекистан, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок - 40 суток, то есть по 07 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шелеповой Ю.В, изложившей обстоятельства дела, сущность обжалуемое постановление и доводы апелляционного представления, выступления Нарзиева Н.Б, не возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, его защитника - адвоката Постнова А.В, оставившего решение вопроса по поводу рассматриваемого представления на усмотрение суда, и мнение прокурора Кузьменко В.В, поддержавшей доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
29 сентября 2021 года сотрудниками ОМВД России по Ярославскому району г.Москвы был задержан Нарзиев Н.Б, который объявлен в розыск правоохранительными органами Республики Узбекистан в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного п."а, в" ч.3 ст.165 УК Республики Узбекистан (вымогательство, то есть требования передачи чужого имущества, под угрозой применения насилия, в особо крупоном размере, организованной группой), и в отношении которого определением Суда по уголовным делам г.Бухара Республики Узбекистан от 19 мая 2021 года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 19 мая 2021 года Нарзиев Н.Б. был объявлен в розыск. 29 сентября 2021 года должностными лицами УВД Бухарской области Республики Узбекистан было составлено обращение с просьбой применения в отношении Нарзиева Н.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу до решения вопроса об его экстрадиции на территорию Республики Узбекистан, запрос о чем (о выдаче Нарзиева Н.Б. Республике Узбекистан) будет направлен будет направлен Генеральной Прокуратурой Республики Узбекистан в Генеральную Прокуратуру РФ.
30 сентября 2021 года Бабушкинским районным судом г.Москвы было рассмотрено ходатайство Бабушкинского межрайонного прокурора г.Москвы Тарасова А.Ю. об избрании Нарзиеву Н.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу для его выдачи правоохранительным органам Республики Узбекистан, по итогам чего Бабушкинским районным судом г.Москвы было вынесено постановление, которым в отношении Нарзиева Н.Б. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок - 40 суток, то есть по 07 ноября 2021 года.
Заместителем Бабушкинского межрайонного прокурора г.Москвы Жигастовым С.А. подано апелляционное представление на вышеуказанное постановление Бабушкинского районного суда г.Москвы от 30 сентября 2021 года об изменении указанного постановления и уточнении, что срок содержания Нарзиева Н.Б. под стражей установлен на 40 дней, то есть по 07 ноября 2021 года, со ссылкой на то, что согласно протоколу к Конвенции "О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам" - лицо, взятое под стражу на основании п.1 ст.61 указанной Конвенции, должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение 40 дней со дня его взятия под стражу.
Изучив представленные письменные материалы, обсудив доводы апелляционного представления и выслушав мнения участников процесса по поводу апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.466 УПК РФ - при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ.
В соответствии позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ N158-О от 11 июля 2006 года и N333-О-П от 1 марта 2007 года и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N22 от 29 октября 2009 года, - когда речь идет о вопросах, связанных с содержанием под стражей до экстрадиции, суды должны руководствоваться положениями ст.108 УПК РФ.
Согласно положениям ст.56 Конвенции "О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенной в г.Минск 22 января 1993 года, с последующими изменениями и дополнениями - договаривающиеся стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой договаривающихся сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Согласно положениям ст.59 той же Конвенции - если требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, то запрашиваемая договаривающаяся сторона может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливает срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающей договаривающейся стороны. Если запрашивающая договаривающаяся сторона не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая договаривающаяся сторона должна освободить лицо, взятое под стражу.
Согласно положениям ст.60 той же Конвенции - по получении требования о выдаче запрашиваемая договаривающаяся сторона немедленно принимает меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена.
Согласно положениям ст.61 той же Конвенции - лицо, выдача которого требуется, по ходатайству может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче. В ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Ходатайство о взятии под стражу до получения требования о выдаче может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу. Лицо может быть задержано и без ходатайства, предусмотренного п.1 настоящей статьи, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу.
Согласно положениям ст.62 той же Конвенции в редакции протокола от 28 марта 1997 года, который подписан Республикой Узбекистан, - лицо, взятое под стражу согласно п.1 ст.61 Конвенции, должно быть освобождено, если поступит уведомление запрашивающей договаривающейся стороны о необходимости освобождения данного лица, либо требование о выдаче со всеми приложенными к нему документами, предусмотренными ст.58 Конвенции, не будет получено запрашиваемой договаривающейся стороной в течение
сорока дней со дня взятия под стражу.
Требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок продления Нарзиеву Н.Б. срока содержания под стражей, судом 1й инстанции соблюдены.
Принимая решение об избрании Нарзиеву Н.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу, суд 1й инстанции учел положения ст.56 Конвенции "О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам" и ст.466 УПК РФ, тот факт, что Нарзиев Н.Б. подозревается в совершении преступления, предусмотренного п."а, в" ч.3 ст.165 УК Республики Узбекистан, за которые по законодательству РФ предусмотрена уголовная ответственность по п."а, б" ч.3 ст.163 УК РФ, санкция которой предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года (до 15 лет лишения свободы), и срок давности привлечения Нарзиева Н.Б. к уголовной ответственности еще не истек, и то, что Нарзиев Н.Б. является гражданином Республики Узбекистан, не имеет постоянного места жительства на территории РФ, определенного места работы и легального источника дохода, и скрывался от правоохранительных органов Республики Узбекистан, в связи с чем имеются все основания считать, что оставаясь на свободе Нарзиев Н.Б. может скрыться от органов, уполномоченных принимать решение по существу ходатайства о его выдаче правоохранительным органам иностранного государства для уголовного преследования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда 1й инстанции, и считает принятое судом 1й инстанции решение об избрании в отношении Нарзиева Н.Б. срока содержания под стражей мотивированным, законным и обоснованным. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что судом апелляционной инстанции было установлено, что экстрадиция Нарзиева Н.Б. в Республику Узбекистан не приведет к нарушению требований ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.Рим 04 ноября 1950 года, а так же отсутствие нарушений положений подпункта " f " п.1 ст.5 указанной Конвенции в связи с содержанием Нарзиева Н.Б. под стражей с целью его выдачи правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Оснований для отмены избранной в отношении Нарзиева Н.Б. меры пресечения на более мягкую и не связанную с заключением под стражу, не имеется.
Так же суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что Нарзиев Н.Б. не может содержаться в условиях следственного изолятора по состоянию своего здоровья и страдает заболеваниями, которые входят в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых, утвержденный постановлением Правительства РФ N3 от 14 января 2011 года, суду представлено не было.
Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что суд 1й инстанции в своем постановлении ошибочно указал об избрании Нарзиеву Н.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу на 40 суток, тогда как в силу положений ст.62 Конвенции "О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам" в редакции протокола от 28 марта 1997 года, который подписан Республикой Узбекистан, - мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Нарзиева Н.Б. должна быть избрана на срок - 40 дней, в связи с чем считает необходимым, удовлетворив апелляционное представление, изменить обжалуемое постановление суда 1й инстанции и установить срок действия избранной в отношении Нарзиева Н.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу - 40 дней (по 07 ноября 2021 года).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст.ст.389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Бабушкинского районного суда г.Москвы от 30 сентября 2021 года, которым в отношении НАРЗИЕВА Н. Б, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п."а, в" ч.3 ст.165 УК Республики Узбекистан, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок - 40 суток, то есть по 07 ноября 2021 года, -
изменить. Установить срок действия избранной в отношении НАРЗИЕВА Н. Б. меры пресечения в виде заключения под стражу - 40
дней (по 07 ноября 2021 года).
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, апелляционное представление на указанное постановление - удовлетворить.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном гл.47.1 УПК РФ, во Второй кассационный суд общей юрисдикции. В случае кассационного обжалования апелляционного постановления Нарзиев Н.Б. вправе ходатайствовать о своем личном участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья: Ю.В.Шелепова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.