Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Кирпиковой Н.С, при секретаре Бондарь И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов - Позднякова Ю.И. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 03 июня 2021 года по административному делу N 2а-81/2021 по административному исковому заявлению Копыловой М.В, Мещеряковой Т.Н, Ручиной Н.А, Неласовой А.А, Ладюк Л.А, Гавриловой Е.В. и Гулина В.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Копылова М.В, Мещерякова Т.Н, Ручина Н.А, Неласова А.А, Ладюк Л.А, Гаврилова Е.В. и Гулин В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие ДГИ г. Москвы, выразившееся в несовершении действий, направленных на формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом, подготовку межевого плана и государственный кадастровый учет земельного участка; возложить на ДГИ г. Москвы обязанность сформировать земельный участок, подготовить межевой план земельного участка и поставить его на государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Белозерская, 1А.
В связи с чем они обратились в ДГИ г. Москвы с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным домом.
На указанное обращение 11.11.2020 года ДГИ г. Москвы был дан ответ, в котором указывалось на необходимость корректировки проекта межевания, в связи с чем проведение кадастровых работ целесообразно будет осуществить после утверждения изменений в проект межевания.
Считают незаконным бездействие ДГИ г. Москвы, поскольку полагают, что нарушаются их права как собственников помещений в многоквартирном доме на владение и пользование земельным участком под ним.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 03 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов просит решение суда отменить, поскольку полагает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки, а также, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Москва, ул. Белозерская, 1А.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 25.09.2017 N 31320 утвержден проект межевания территории квартала, в границах которого распложен указанный многоквартирный жилой дом, которому определен участок N 10 площадью 1, 183 га.
Копылова М.В. обратилась в ДГИ г. Москвы и просила образовать земельный участок под указанным многоквартирным домом, подготовить межевой план участка и поставить его на кадастровый учет.
На указанное обращение 11.12.2020 года ДГИ г. Москвы был дан ответ N ДГИ-ГР-30440/20-1, в котором указывалось, что Москомархитектурой разрабатывается корректировка действующего проекта межевания территории квартала, в связи с чем проведение кадастровых работ в отношении земельного участка указанного многоквартирного дома представляется целесообразным осуществить после утверждения корректировки проекта межевания.
Кроме того, указывалось на то, что границы земельного участка N 10 по проекту межевания имеют пересечение с территорией, предназначенной для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов.
До настоящего времени указанный земельный участок под многоквартирным домом не сформирован.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав административных истцов, поскольку исходил из того, что оспариваемый ответ не является решением об отказе в предоставлении государственной услуги или отказом в приеме документов на предоставление соответствующей государственной услуги, и не содержит в себе обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия в виде ограничения каких-либо прав истцов или возложения на них каких-либо обязанностей, а носит информационный характер.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом не препятствует административным истцам владению и пользованию им.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2017 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в этих целях уполномоченный орган совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" предусмотрено, что ДГИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия по предоставлению государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений (пункт 1).
Таким образом, на ДГИ г. Москвы лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, вследствие чего его бездействие в отношении указанного многоквартирного дома является незаконным.
Доводы представителя ДГИ г. Москвы о том, что запланировано внесение изменений проект межевания территории не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не препятствует ДГИ г. Москвы реализации возложенных на него полномочий.
Учитывая, что на ДГИ г. Москвы возложена обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, а также исходя из наличия утвержденного проекта межевания территории, на которой расположен указанный многоквартирный дом, соответствующего заявления собственника помещения в многоквартирном доме, то непринятие мер, направленных на формирование земельного участка свидетельствует о незаконном бездействии ДГИ г. Москвы. Вопрос о формировании земельного участка ДГИ г. Москвы не был рассмотрен в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежали удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным бездействия ДГИ г. Москвы, выразившегося в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления об образовании земельного участка.
В целях устранения нарушений прав и законных интересов административных истцов судебная коллегия считает необходимым возложить на ДГИ г. Москвы обязанность рассмотреть такое заявление в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 03 июня 2021 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления об образовании земельного участка, возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность рассмотреть заявление в установленном законом порядке.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.