Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петушковой Е.А. на постановление N *** главного инспектора Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы) от 10 декабря 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Петушковой ***,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** главного инспектора ОАТИ г. Москвы от 10 декабря 2020 года Петушкова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырёх тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 27 мая 2021 года постановление N *** главного инспектора ОАТИ г. Москвы от 10 декабря 2020 года оставлено без изменения, жалоба Петушковой Е.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Петушкова Е.А. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что её действия неправомерно квалифицированы по ч. 2 ст. 3.181 КоАП города Москвы; маски и респираторы не являются средствами индивидуальной защиты и не защищают органы дыхания от коронавирусной инфекции; ношение масок и перчаток не является обязательным для граждан, поскольку указанное требование не предусмотрено законодательством Российской Федерации; обязанность обеспечить посетителей торгового центра средствами индивидуальной защиты возлагается на его руководство; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как при его составлении ей (Петушковой Е.А.) не разъяснялись её права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции РФ; судья районного суда нарушил требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание Петушкова Е.А, извещённая в установленном порядке, не явилась, не подавала ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
В судебном заседании главный инспектор ОАТИ города Москвы Лысак В.Н. возражала против удовлетворения жалобы, считая решение судьи районного суда законным.
Изучив доводы жалобы, выслушав главного инспектора ОАТИ города Москвы Лысак В.Н, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 13.8.1 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Согласно материалам дела, Петушкова Е.А. 25 ноября 2020 года в 21 час 00 минут в нарушение требования п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" с учётом п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) находилась в торговом центре "Щёлковский" по адресу: город Москва, Щёлковское шоссе, дом 100, корпус 100 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Действия Петушковой Е.А. квалифицированы по ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина Петушковой Е.А. в его совершении подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2020 года; рапортом полицейского ОР ППСП ОМВД России по району Северное Измайлово города Москвы; фотоматериалом.
Протокол об административном правонарушении в отношении Петушковой Е.А. составлен инспектором ОР ППСП ОМВД России по району Северное Измайлово города Москвы в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений требований закона при его составлении, которые могли бы повлиять на его оценку, не допущено; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нём отражены. При составлении протокола об административном правонарушении Петушковой Е.А. разъяснялись её права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции РФ, что подтверждается её распиской, в которой она поставила свою подпись без замечаний и дополнений (л.д. 37), а также соответствующей запись в протоколе об административном правонарушении (л.д. 40). Запись в протоколе об административном правонарушении о том, что Петушкой Е.А. права, предусмотренные КоАП РФ, не разъяснялись, не свидетельствует о нарушении её прав, поскольку опровергается её распиской (л.д. 37), а также подписанием протокола об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол, и удостоверившим тем самым соблюдение процедуры, установленной ст. 28.2 КоАП РФ.
Довод Петушковой Е.А. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, поскольку обязанность ношения маски не предусмотрена законодательством Российской Федерации, маска не относится к средствам индивидуальной защиты, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
На основании ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019- nCoV) признана представляющей опасность для населения.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Петушкова Е.А. в период действия на территории горда Москвы режима повышенной готовности находилась на объекте торговли - в торговом центре без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски или респиратора, что в том числе подтверждается фотоматериалом, в связи с чем её действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства РФ.
Довод заявителя об обязанности руководства торгового центра обеспечить её средствами индивидуальной защиты органов дыхания нельзя признать состоятельным.
В силу пп. "б" п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
Между тем в указанном подпункте Правил речь идет о предоставлении только имеющихся в наличии средств индивидуальной защиты. Прямого указания на обязанность организаций обеспечивать выдачу средств индивидуальной защиты всем гражданам, находящимся на их территории, законодательство Российской Федерации в настоящий момент не содержит.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Петушковой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, наличии оснований для квалификации вменённых ей действий по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, является несостоятельным, так как основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 11 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В преамбуле к КоАП г. Москвы закреплено, что Кодекс устанавливает административную ответственность, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
По ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
По ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы административная ответственность наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ответственность по ст. 3.181 КоАП г. Москвы наступает за те правонарушения, ответственность за совершение которых не предусмотрена положениями КоАП РФ, что соответствует закреплённому в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ принципу невозможности нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Петушкова Е.А. не выполнила п. 9.4 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-М, изданного в целях предотвращения распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - находилась на объекте торговли без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в связи с чем её действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Петушковой Е.А, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, назначено Петушковой Е.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Петушковой Е.А. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено Петушковой Е.А. в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление N *** главного инспектора Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 10 декабря 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, в отношении Петушковой Е.А. подлежат изменению путём исключения из них указания на неиспользование Петушковой Е.А. средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N *** главного инспектора Объединения административно-техн ических инспекций города Москвы от 10 декабря 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Петушковой *** изменить: исключить из них указания на неиспользование Петушковой Е.А. средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части
постановление N *** главного инспектора Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 10 декабря 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 27 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу Петушковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.