Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Ахметова Салавата Фавитовича, действующего в интересах Государственного автономного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова на основании доверенности от 14 октября 2021 года на вступившие в законную силу постановление административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года N 00219, решение Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Башкортостан, в отношении Государственного автономного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова (далее - ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова, учреждение),
УСТАНОВИЛА:
постановлением административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года N 00219, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ахметов С.Ф. просит постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении учреждения отменить, ссылаясь на существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные в ходе рассмотрения дела, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 6.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по очистке фасадов, карнизов, крыш, входных групп, пандусов, ступеней и иных конструктивных элементов зданий, строений, сооружений, проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек, за исключением фасадов, карнизов, крыш, входных групп, пандусов, ступеней и иных конструктивных элементов многоквартирных домов и их придомовых территорий, элементов благоустройства указанных придомовых территорий, от снежных заносов или завалов, наледи, ледяных образований, которое препятствует движению пешеходов или транспортных средств или создает опасность для их движения.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года N 62/4 утверждены Правила благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила).
Согласно части 1 статьи 57 Правил в зимнее время должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и обледенений. Очистка крыш от снега (наледи) со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Перед сбросом снега необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и прохода пешеходов, с установкой предупреждающих ограничительных средств.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения к ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова к административной ответственности на основании части 3 статьи 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебных актах выводы о том, что 20 января 2021 года в 12 часов 14 минут по адресу: г Уфа, ул. Гоголя, д.58, ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова, являясь ответственным лицом за содержание объекта благоустройства, не приняло своевременных мер по очистке фасада и крыши здания от снежных образований (навесов).
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан с выводами коллегиального органа и судьи районного суда согласился, вместе с тем при рассмотрении дела не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьями 25.1, 25.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении от 27 января 2021 года составлен членом административной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа ФИО4 без участия законного представителя учреждения, при этом доказательства надлежащего извещения учреждения о времени и месте составления протокола в материалах дела отсутствуют.
27 января 2021 года в адрес ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 9 февраля 2021 года.
Как следует из указанного уведомления, время рассмотрения дела административной комиссией в нем не указано. Проведение заседания административной комиссии назначено в режиме видеоконференцсвязи посредством программного обеспечения "Zoom". При этом, время выхода в эфир и ссылку, учреждению необходимо было уточнить самостоятельно по номеру телефона (л.д. 25).
При рассмотрении дела судом первой и второй инстанции указанные обстоятельства оставлены без внимания, соблюдение порядка привлечения к административной ответственности и извещение учреждения на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела коллегиальным органом судебными инстанциями не проверено, в судебных актах суждения в указанной части не приведены.
Из представленных материалов дела невозможно проверить соблюдение коллегиальным органом порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
Кроме того, судом первой и второй инстанций оставлены без внимания те обстоятельства, что согласно протоколу о рассмотрении административной комиссией дела об административном правонарушении от 9 февраля 2021 года, дело рассмотрено административной комиссией Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, при этом протокол в отношении учреждения составлен и постановление вынесено от имени административной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа (л.д. 22).
При этом состав административной комиссии, указанный в протоколе о рассмотрении дела коллегиальным органом (л.д.22) и в постановлении о привлечении учреждения к административной ответственности, не является тождественным (л.д. 20).
В постановлении от 9 февраля 2021 года в качестве членов административной комиссии, участвовавших в рассмотрении дела, указаны в том числе: ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Вместе с тем из протокола рассмотрения дела коллегиальным органом от 9 февраля 2021 года в следует, что указанные лица участия в рассмотрении дела не принимали.
Вышеуказанные обстоятельства, а также имелся ли кворум при рассмотрении дела коллегиальным органом, каким образом распределились голоса членов комиссии, в нарушение положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверены, оценка указанным обстоятельствам в судебных актах также не приведена.
Неполнота исследования районным судьей существенных обстоятельств дела не была устранена при рассмотрении дела судьей Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей второй инстанции не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В то время как порядок пересмотра постановления и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности лица и справедливости назначенного ему наказания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Cуда Республики Башкортостан, состоявшееся в отношении ГАУКиИ Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Верховного Cуда Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, в том числе проверить порядок привлечения учреждения к административной ответственности, а также состав административной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, наличие кворума при принятии решения, устранить имеющиеся противоречия, принять по делу законное и обоснованное решение.
Иные доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции подлежат рассмотрению и оценке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу защитника Ахметова Салавата Фавитовича удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.