Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Федотовой Е.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Асташкиной Н.Д. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 сентября 2021 года по гражданскому делу
N 2-3346/2021 по иску Асташкиной Н.Д. к ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти Самарской области (межрайонное) о перерасчете пенсии с даты назначения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Товышевой Е.Е, действующей на основании доверенности от 01 октября 2021 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Асташкина Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о.Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее - Управление) о перерасчете пенсии с даты её назначения и взыскании недополученной пенсии. В обоснование заявленных требований истец указала, что с 05 мая 2014 года ей назначена досрочная пенсия за работу с вредными условиями труда. Истец обратилась в Управление с заявлением о предоставлении расчета назначенной ей пенсии и при ознакомлении с предоставленным ответом, выявила занижение размера пенсии, поскольку расчет произведен не по специальному стажу, а по общему трудовому стажу. Кроме того, не был засчитан период работы в ОАО "Трансформатор".
Истец обратилась с заявлением о перерасчете пенсии и предоставила справку, уточняющую характер работы, выданную ОАО "Трансформатор".
Ответчиком был сделан перерасчет пенсии согласно статье 30 пункта 3 и пункта 9 ФЗ-173 с 01 ноября 2020 года.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с момента её назначения, в чем ей было отказано. Истец не согласна с датой перерасчета пенсии, поскольку при первоначальном обращении за назначением пенсии она предоставила все требуемые документы, в том числе и трудовую книжку. В трудовой книжке истца произведена запись ее работы с 01 октября 1993 года по 24 марта 1995 года по профессии "паяльщица"
3 разряда ОАО "Трансформатор". При приеме документов и назначении пенсии ответчик каких-либо документов дополнительно от истца не затребовал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Асташкина Н.Д. просила суд обязать Управление произвести перерасчет её пенсии с даты назначения пенсии с 05 мая 2014 года и выплатить недополученную пенсию с учетом индексации.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Асташкиной Н.Д. к ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти Самарской области (межрайонное) о перерасчете пенсии с даты назначения, отказано.
В кассационной жалобе Асташкина Н.Д. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области просит оставить без изменения судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Товышевой Е.Е, просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 05 мая
2014 года Асташкина Н.Д. является получателем досрочной пенсии по старости за работу во вредных условиях труда. При обращении с заявлением о назначении пенсии Асташкина Н.Д. просила назначить пенсию по имеющимся на ее лицевом счете сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Право на досрочную пенсию по старости в связи с работой во вредных условиях труда было установлено без включения периода работы истца с 01 октября 1993 года по 24 марта 1995 года
в ООО "Тольяттинский Трансформатор" в качестве паяльщика 3 разряда, поскольку истцом не была представлена справка, уточняющая льготный характер работы.
Решение Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии истцом не оспаривалось.
Льготная справка ООО "Тольяттинский Трансформатор" N от
24 апреля 2020 года о работе Асташкиной Н.Д. в качестве паяльщика
3 разряда в период с 01 октября 1993 года по 24 марта 1995 года была предоставлена в Управление Асташкиной Н.Д. лишь 19 октября 2020 года вместе с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Управлением был произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01 ноября 2020 года. Размер пенсии по старости установлен согласно нормам пункта 3 (с применением пункта 9) статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173- ФЗ.
Разрешая спор, и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы, законодательством не установлена обязанность пенсионного органа самостоятельно запрашивать какие-либо документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц. Перерасчет размера назначенной пенсии был произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало обращение. Предусмотренных законом условий для перерасчета размера страховой пенсии Асташкиной Н.Д. за период с 05 мая 2014 года не имеется. Доказательств обращения с заявлением о перерасчете пенсии и предоставлением всех необходимых документов в пенсионный орган ранее
19 октября 2020 года стороной истца не представлено. Факт нарушения ответчиком прав истца, выразившегося в недоплате истцу сумм страховой пенсии по старости, не установлен.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом, руководствуясь положениями статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, пунктом 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от
27 февраля 2002 года N 17/19пб, статьями 21, 22, 23 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции указал, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При этом законодательством не установлена обязанность пенсионного органа самостоятельно запрашивать какие-либо документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц.
Согласно представленного Асташкиной Н.Д. заявления о перерасчете размера пенсии по старости от 19 октября 2020 года и справки, уточняющей характер работы ООО "Тольяттинский Трансформатор" от 24 апреля
2020 года N, истцу произведен перерасчет страховой пенсии по старости с 01 ноября 2020 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Принимая во внимание, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании Управления произвести перерасчет её пенсии с даты назначения пенсии и выплатить недополученную пенсию с учетом индексации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, считает, что доводы кассационной жалобы Асташкиной Н.Д. заслуживают внимания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе
(подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации
(пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Асташкиной Н.Д. о перерасчете размера пенсии с 05 мая
2014 года, возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей недоплаченную страховую пенсию, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Асташкиной Н.Д. о назначении пенсии, приведшие к несвоевременному включению в специальный стаж спорного периода работы в ОАО "Трансформатор" в период с 03 ноября 1993 года по 24 марта 1995 года.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований
Асташкиной Н.Д. в части перерасчета пенсии по спорному основанию с
05 мая 2014 года, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Асташкиной Н.Д. при ее первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно для подтверждения специального страхового стажа.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
При таких обстоятельствах решение и апелляционное определение подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 сентября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Федотова
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.