Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Николаева И.В, Ромасловской И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1831/2021 по иску Мазитова Гаяза Ихсановича к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Оренбург" о признании действий незаконными, по кассационной жалобе Мазитова Гаяза Ихсановича на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 7 сентября 2021 г, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Калиновского А.А, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мазитов Г.И. обратился в суд к ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" о признании действий незаконными.
В обоснование иска указано, что временно проживал по адресу: "адрес". Собственником указанного домовладения являлась его мать Мазитова Ф.З, умершая 19 апреля 2019 г.
Между Мазитовой Ф.З. и ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" был заключен договор на поставку природного газа, оформлен лицевой счет N. После смерти матери Мазитов Г.И. выехал из домовладения, о чем поставил в известность поставщика газа. Несмотря на это, ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" продолжило начисление платы за природный газ, а также переоформило лицевой счет на его имя.
Истец считает, что действия ответчика по оформлению лицевого счета на его имя, а также по начислению платы являются незаконными.
Истец просил суд признать действия ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" по начислению платы за поставленный газ в жилой дом "адрес" незаконными, признать задолженность по оплате за природный газ несуществующей, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 7 сентября 2021 г, исковые требования Мазитова Г.И. к ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" о признании действий незаконными.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинский районный суд г. Оренбурга, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Судами установлено, что Мазитова Ф.З. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
По данному адресу был открыт лицевой счет N на имя абонента Мазитовой Ф.З. для осуществления учета производимых начислений и оплаты.
Жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета природного газа.
Мазитова Ф.З. умерла 19 апреля 2019 г.
Из материалов гражданского дела следует, что Мазитовым Г.И. 24 апреля 2020 г. было направлено в адрес ответчика заявление, в котором истец проинформировал ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" о смерти Мазитовой Ф.З, а также о том, что с 30 апреля 2020 г. собирается уехать на постоянное место жительства в другую местность.
Указанное обращение Мазитова Г.И. было воспринято ответчиком, как заявление о не предоставлении сведений о показаниях прибора учета газа, в связи с не проживанием. Ответом от 30 апреля 2020 г. истец был проинформирован ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" о том, что начисления за газ по адресу: "адрес" не будут производиться до 1 ноября 2020 г, одновременно истцу было разъяснено о необходимости отключения газовых приборов специализированной организацией, в соответствии с п. 5.5.13 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда РФ", утвержденных постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.
По сведениям ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" с 1 декабря 2020 г. было возобновлено начисление платы за газ по нормативам потребления, ввиду отсутствия показаний прибора учета газа.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истец не предоставил ответчику сведений о смене места жительства, а также информации об отключении жилого дома от сети газоснабжения ответчику. Кроме того, судом указано, что Мазитов Г.И, как наследник первой очереди после смерти Мазитовой Ф.З. осуществил действия по фактическому принятию наследства, в связи с чем несет обязанность по внесению платы за жилое помещение, в том числе платы за потребление газа. При таком положении суд не усмотрел оснований для признания действий ответчика незаконными.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Указанные выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В кассационной жалобе кассатор утверждает, что судами предыдущих инстанций неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права, выражает несогласие с выводами судов предыдущих инстанций.
По правилам статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (пункт 1).
Обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора (пункт 2).
Договор на поставку газа является публичным договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации издаваемые Правительством Российской Федерации правила, содержащие нормы гражданского права, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 данного Кодекса).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.
В соответствии с п.2.12 Правил пользования газом в быту, утвержденных приказом "Росстройгазификация" от 26 апреля1990 г. N 86-П (с изм.) абоненты обязаны ставить в известность предприятие газового хозяйства при не проживании в квартире сроком более 1 месяца. Кроме того, в соответствии с п.1.7 данных правил абоненты также обязаны для безопасной эксплуатации газового хозяйства жилых домов, вызывать представителя газового хозяйства для отключения газовых приборов при не проживании жильца в квартире. При выполнении вышеуказанных требований начисления по лицевому счету приостанавливается.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что фактическое проживание истца в жилом помещении является достаточным основанием для признания его стороной договора по поставку газа, и лицом, ответственным за своевременную оплату услуг газоснабжения. Суды установив, что Мазитов Г.И, как наследник первой очереди после смерти Мазитовой Ф.З. осуществил действия по фактическому принятию наследства, верно указали, что истец должен нести обязанность по внесению платы за жилое помещение. С учетом изложенного суд обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург", связанных с начисление платы за поставку газа.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов предыдущих судебных инстанций.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 7 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мазитова Гаяза Ихсановича - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи И.В. Николаев
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.