Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Роспотребнадзора ФИО2 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП РК "Вода Крыма",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 13 января 2021 года ГУП Республики Крым "Вода Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 марта 2021 года постановление от 13 января 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 13 января 2021 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 марта 2021 года отменены, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Роспотребнадзора ФИО2, ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей Верховного Суда Республики Крым не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой документарной проверки в отношении ГУП РК "Вода Крыма" 23 ноября 2020 года в 15 часов 00 минут выявлены нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно:
- по результатам производственного лабораторного контроля питьевой воды за 2020 год установлено, что качество питьевой воды, подаваемой населению "адрес", не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям - жесткости общей, сухому остатку и хлоридам;
- лабораторные исследования питьевой воды по программе производственного контроля проводятся в собственных лабораториях ГУП РК "Вода Крыма" (Центральная химико-бактериологическая лаборатория, лаборатория Симферопольского гидроузла, лаборатория Партизанского гидроузла, лаборатория Красноперекопского, Алуштинского, Евпаторийского, Феодосийского, Ленинского и Керченского филиалов ГУП РК "Вода Крыма"), которые не аккредитованы в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды, что установлено из реестра аккредитованных лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации;
при анализе результатов производственного контроля установлено, что в Центральной производственной химико-бактериологической лаборатории ГУП РК "Вода Крыма" не проводятся исследования питьевой воды по обязательному микробиологическому показателю "общее микробное число" (ОМЧ);
согласно представленной ГУП РК "Вода Крыма" информации на территории "адрес" и "адрес" для обеспечения питьевого водоснабжения населения используется три поверхностных источника и 34 подземных источника водоснабжения. При этом не представлены результаты лабораторных исследований за период ноябрь 2019-октябрь 2020 г.г, выполненные по полной схеме (на органолептические, микробиологические, обобщенные химические показатели, неорганические и органические вещества, химические вещества, образующиеся в процессе обработки воды, радиологические, паразитологические показатели) из указанных источников водоснабжения и перед подачей в распределительную сеть, что свидетельствует о невыполнении программы производственного контроля;
Допущены и иные нарушения, которые отражены в акте проверки от 23 ноября 2020 года N02-00024.
Указанные в акте нарушения послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении от 13 января 2021 года в отношении ГУП РК "Вода Крыма", предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
С данным выводом согласился судья районного суда.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья Верховного Суда Республики Крым исходил из следующего.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Согласно требованиям статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Исходя из частей 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Исходя из положений вышеприведенных норм, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть безусловно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении ГУП РК "Вода Крыма" было назначено на 9 декабря 2020 года в 14 часов 15 минут.
9 декабря 2020 года протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя юридического лица либо его защитника, при этом какие-либо доказательства надлежащего извещения ГУП РК "Вода Крыма" о времени и месте его составления одним из предусмотренных законом способов в материалах дела отсутствуют.
Так, в материалах дела имеется извещение ГУП РК "Вода Крыма" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое согласно журналу регистрации исходящей корреспонденции Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю направлено в адрес ГУП РК "Вода Крыма" 26 ноября 2020 года курьерской службой (л.д. 207).
Вместе с тем, приложенная в подтверждение факта извещения предприятия квитанция курьерской службы о направлении 26 ноября 2020 года почтовой корреспонденции, полученной ГУП РК "Вода Крыма" 27 ноября 2020 года, не содержит в себе каких-либо сведений, позволяющих установить, какие именно документы были направлены в адрес юридического лица, что ставит под сомнение возможность соотнесения извещения с квитанцией курьерской службы.
Более того, ГУП РК "Вода Крыма" представлена выписка из электронного журнала регистрации входящей корреспонденции, из которой следует, что 27 ноября 2020 года в адрес ГУП РК "Вода Крыма" поступил акт проверки (л.д.173), а не извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Иных доказательств, достоверно свидетельствующих об иной дате направления акта проверки, материалы дела не содержат.
Таким образом, не извещение законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о нарушении прав ГУП РК "Вода Крыма", предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, следовательно, порядок привлечения лица к административной ответственности не соблюден.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Анализ приведенных выше процессуальных требований свидетельствует о том, что составленный в ходе производства по делу протокол об административном правонарушении, на котором основано постановление должностного лица административного органа, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
На момент рассмотрения дела судьей Верховного Суда Республики Крым такая возможность была утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Таким образом, судья Верховного Суда Республики Крым пришел к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства судьей районного суда оставлены без внимания, в связи с чем производство по делу прекратил, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Считаю выводы судьи Верховного Суда Республики Крым обоснованными.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Роспотребнадзора ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.