Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муртазаева Р.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Муртазаева Р.Р. к администрации города Симферополя о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Муртазаев Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 24 марта 2020 года N2027 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину "данные изъяты" Муртазаеву Р.Р."; возложить обязанность на администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Муртазаева Р.Р. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации города Симферополя Республики Крым от 24 марта 2020 года N2027 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину "данные изъяты" Муртазаеву Р.Р."; возложена обязанность на администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление от 17 января 2020 года Муртазаева Р.Р. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2021 года решение от 2 марта 2021 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 14 сентября 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального прав; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 29 сентября 2021 года кассационные жалобы с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или- оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает бездействие органа государственной власти не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении соответствующих административных исковых требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца иным способом (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением 65-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от 21 октября 2010 года N 1086 Муртазаеву Р.Р. дано разрешение на выполнение технической документации по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок площадью "данные изъяты" га, по адресу: "адрес" а также разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.
Представителем истца в материалы дела представлены Проект застройки группы жилых домов усадебного типа в районе "адрес"
Пунктом 24 указанного решения предуссмотрено, что юридическим и физическим лицам-предпринимателям, гражданам, которым в пунктах 1, 6 данного решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течение 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и представить его в городской совет на утверждение. Исходя из принятого органом местного самоуправления акта, истцу необходимо было разработать и согласовать проект землеустройства в срок до 21 октября 2011 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель закрепил право заинтересованного лица на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до 21 марта 2014 года, путем подачи заявления о его предоставлении вне зависимости от момента истечения срока действия правового акта, являющегося основанием для завершения оформления прав.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 1 ГК РФ (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 8 ГК РФ, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131- ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 4 Закона Республики Крым N54-ЗРК от 21 августа 2014 года "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ. При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем для государственной регистрации прав на земельный участок
Кроме того, правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, Симферопольский городской совет АРК, являясь собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, в пределах своей компетенции в вынесенном решении определилсрок его действий, что не противоречило действующему на тот период законодательству.
Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права к действующим правоотношениям.
При этом, как следует из материалов дела, пунктом 17 решения 65 сессии V созыва Симферопольского городского совета АРК N 1086 от 21 октября 2010 года предусмотрено, что юридическим и физическим лицам - предпринимателям, гражданам, которым в пунктах N данного решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течение одного года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить его в городской совет на утверждение. Пунктом 22 решения предусмотрено, что в случае неисполнения пункта 17 указанного решения подпункты пунктов 1, 6 настоящего решения считать утратившими силу.
Доказательств об утверждении проекта в установленные сроки не представлено.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Муртазаев Р.Р. не исполнил требования пункта 17 решения Симферопольского городского совета АРК N1086 от 21 октября 2010 года, в связи с чем указанное решение утратило свою силу по истечении одного года, то есть 21 февраля 2011 года.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, на момент вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ у административного истца уже отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка на основании вышеуказанного, в связи с чем, у него отсутствует право, предусмотренное частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся правоотношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.