Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В. к Управлению федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, врио начальника отдела государственной службы и кадров Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области лейтенанту внутренней службы А.В, Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области об обязании внести исправления в трудовую книжку, о признании решения об отказе в осуществлении пенсионного обеспечения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет по кассационной жалобе А.В. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.05.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
А.В. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - УФССП по Ростовской области), врио начальника отдела государственной службы и кадров УФССП по Ростовской области лейтенанту внутренней службы А.В, Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области (далее - ГУФСИН России по Ростовской области) об обязании внести исправления в трудовую книжку, о признании решения об отказе в осуществлении пенсионного обеспечения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 15.02.2021 в удовлетворении исковых требований А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе А.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в ГУИН Минюста России по Ростовской области, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - проходил государственную гражданскую службу в Шахтинском городском отделе УФССП России по Ростовской области и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в УФССП России по Московской области, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время продолжает свою трудовую деятельность на гражданской работе, в настоящее время работает учителем в ГКОУ Ростовской области "Шахтинская специальная школа-интернат N".
ДД.ММ.ГГГГ А.В. обратился в УФССП России по Ростовской области посредством почтовой связи с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ N328-ФЗ).
Письмом УФССП России по Ростовской области за подписью врио начальника отдела государственной службы и кадров УФССП России по Ростовской области лейтенанта внутренней службы А.В. от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что в соответствии со статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", периоды работы на должностях государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации уволенным до вступления в силу данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N не засчитываются.
Не согласившись с данным отказом, А.В. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что на дату 01.10.2012, когда истец был освобожден от занимаемой должности в УФССП России по Московской области, ФИО8 не достиг предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе 60 лет, равно как и не был уволен с государственной гражданской службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, связанными с реорганизацией УФССП по "адрес" в орган принудительного исполнения, следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 N328-ФЗ, периоды работы на должностях государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации уволенным до вступления в силу данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет не засчитываются, является правильным.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-I.
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона.
К их числу относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" части 1 статьи 13 Закона необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается. Такое право предоставлено лицам:
- уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- достигшим на день увольнения 45-летнего возраста;
- имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируются условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе и судебных приставов-исполнителей.
Из части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ следует, что предельный возраст пребывания на гражданской службе установлен 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше, чем до достижения им возраста 65 лет.
В связи с введением в действие с 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" УФССП по Ростовской области реорганизовано в орган принудительного исполнения.
Как следует из положений пункта 13 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Законом N79-ФЗ.
Согласно п. 14 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 N328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15.02.2021и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.