Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Д. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, компенсации морального вреда по кассационной жалобе К.Д. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.02.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
К.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым) о возложении обязанности совершить определенные действия, компенсации морального вреда.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27.11.2020 в удовлетворении исковых требований К.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба К.Д. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе К.Д. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Д. является получателем пенсии по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии, выплачиваемый К.Д, составил 9 311, 75 руб.
К.Д. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Управлением Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополь АРК о перерасчете пенсии с учетом справки о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО "Мебель" за период работы с января 1079 года по декабрь 1973 года, а также с учетом справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО "Мебель" за период с января 1988 года по декабрь 1992 года. Пенсионный орган отказал в перерасчете пенсии, так как это был невыгодный для истца вариант.
В УПФУ в Киевском районе г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ снова предоставлена К.Д. справка о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОАО "Мебель" за период с января 1988 года по декабрь 1992 и справка о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ за 1993. Кроме того, в пенсионном деле имеется справка о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОАО "Мебель", за период с ноября 1988 года по октябрь 1993 года и справка о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ за период с января 1988 года по декабрь 1992 года.
Управлением пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя 14.05.2014 выходом на предприятие ОАО "Мебель" была проведена проверка достоверности данных о заработной плате, указанных в справке N. В результате проверки было установлено, что сведения о заработной плате в справке N соответствуют сведениям, указанным в ведомостях по начислению заработной платы. В тоже время в справках N и N имеются расхождения с суммами заработной платы, указанными в справке N.
В связи с этим УПФ Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя произведен расчет пенсии исходя из оптимального варианта заработка, на основании справки о заработной плате с ноября 1991 года по октябрь 1993 года.
Вышеуказанные обстоятельства нашли свое подтверждение во вступившем в законную силу решении Киевского районного суда г. Симферополя от 11.02.2016 и дополнительном решении Киевского районного суда г. Симферополя от 22.09.2016 по иску Белозёровой К.Д. к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности по перерасчету пенсии с 2004 года по настоящее время с учетом справки о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании задолженности по выплате пенсии. В удовлетворении данных требований, судом было оказано.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело К.Д. в порядке Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" поставлено на учет в ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, пенсия К.Д. пересчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и на ДД.ММ.ГГГГ составила 11 699, 05 руб, с последующей индексацией на 01.01.2018 размер пенсии составил 14 853, 29 руб.
При расчете пенсии пенсионным органом был учтен общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 38 лет 00 месяцев 02 дня, пенсионные балы за не страховые периоды - 8, 1, средний заработок 351, 82 (1, 12) исчисленного за период с января 1987 по декабрь 1991 (по наиболее выгодному варианту), периоды ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом суммарный стаж истца составил 41 год 01 месяц 03 дня.
В 2018 году К.Д. обращалась в ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым за перерасчетом пенсии предоставив свидетельство о рождении детей, справку о заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справка о реорганизации ООО "Корд-93". После перерасчета пенсии К.Д. ДД.ММ.ГГГГ, размер её пенсии составил 14929, 73 руб.
Не согласившись с порядком перерасчета пенсии за период с 2004 года до ДД.ММ.ГГГГ, К.Д. обратилась в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также учитывая то, что Пенсионный Фонд Российской Федерации не является правопреемником органов Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым и Пенсионного фонда Республики Крым, отказ ответчика в перерасчете пенсии К.Д. с 2004 года до 2015 года является обоснованным.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым с 18.03.2014 года принята в состав Российской Федерации и является её новым субъектом.
Части 3, 6, 7 статьи 11 Федеральный Закона N 6-ФКЗ предусматривают, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий, в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Одновременно, Федеральный закон от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1). При перерасчёте размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2). Перерасчёт размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (пункт 3). Если при перерасчёте размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя", пенсия выплачивается в сохранённом, более высоком размере. В этом случае сохранённый размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчёту в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ устанавливает, что при обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчётом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года. При этом заявление о перерасчёте размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
До 01.04.2014 пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось органами Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.
В переходный период интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую систему Российской Федерации, уполномоченными органами, осуществлявшими функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий являлись органы исполнительной власти Республики Крым - Пенсионный фонд Республики Крым и его территориальные органы, в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 31.12.2014.
Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 1563-р и N 1562-р были утверждены ликвидационные балансы и отменена регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных органов.
Полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости, действующим законодательством с 01.01.2015 возложены на Федеральный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе и районе, городах и районах Республики Крым. Финансирование средств на выплату пенсий, осуществляется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25.02.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу К.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.