Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 мая 2021 года по делуN2-26/2021 по иску ФИО1 к Администрации Ковдорского района, Министерству строительства Мурманской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского района Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат.
В обосновании заявленных требований указала, что проживает по адресу: "адрес", корпус 3, "адрес", является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.
В 2019 году включена в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году, категория очередности - пенсионеры.
Однако она не была проинформирована о включении в сводный список граждан - получателей сертификатов, ей не предоставлен бланк заявления и обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения и не указано к какому сроку и какие документы необходимо представить.
В июне 2020 года в администрацию "адрес" ею подано заявление и обязательство о сдаче принадлежащей ей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру; письмом от 04 июня 2020 года администрация "адрес" указала, что вопрос о сдаче квартиры в муниципальную собственность необходимо урегулировать с другими долевыми собственниками ФИО7 и ФИО5
Впоследствии она неоднократно обращалась в администрацию "адрес", каждый раз ей указывалось на необходимость разрешения вопроса о сдаче квартиры в муниципальную собственность с другими долевыми собственниками.
Полагала, что администрация "адрес", не отказывая в обеспечении государственным жилищным сертификатом, фактически препятствует ей в реализации права на его получение.
С учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата без безвозмездной передачи в муниципальную собственность принадлежащей ей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", корпус 3, "адрес"; обязать администрацию "адрес", Министерство строительства "адрес" предоставить ей в 2021 году государственный жилищный сертификат в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением Ковдорского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 мая 2021 года, в удовлетворении иска ФИО1 к "адрес", Министерству строительства "адрес" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии с нормами названного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых обозначенным в нем гражданам, определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года (статья 5); право граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 4); условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (часть 2 статьи 6).
Абзацем 5 статьи 6 этого же закона предусмотрено, что в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Правительством Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050, пунктом 2 которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N153 от 21 марта 2006 г.
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Из материалов учетного дела N, следует, что ФИО1 с 30 ноября 1995 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", категория очередности "пенсионеры".
17 июня 2013 г, на основании заявления, ФИО1 включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 г.- 2020 г. (далее - ВНП), в настоящее время на состав семьи 1 человек - ФИО1 (супруг - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ). С условиями участия в ВЦП, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося собственности или в общей собственности членов семьи, в муниципальную собственность, и обязанностью их выполнять, ФИО1 ознакомлена и согласна, что подтверждается личной подписью в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 с 09 апреля 2015 г. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на "адрес" корпус 2 по "адрес", общей площадью 60, 7 кв.м.
Также собственниками указанного жилого помещения являются ФИО7 и ФИО5 по 1/3 доли в общей долевой собственности за каждым.
Являясь кандидатом на получение государственного жилищного сертификата, ФИО1 неоднократно уведомлялась администрацией "адрес" о необходимости урегулирования вопроса о сдаче жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что ФИО1 с учета не снята, факт отказа истцу в обеспечении государственным жилищным сертификатом место не имел, исходя из того, что площадь жилого помещения, оставляемого истцом ФИО1 для проживания, из полагающегося истцу норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет менее восемнадцати квадратных метров (12, 76 кв.м.), пришел к выводу от отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что поскольку в единоличной собственности истца не имеется жилого помещения, то истец подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом независимо от сдачи принадлежащего жилого помещения, учитывая, что в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, является наличие подписанного таким гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
То есть законом не предусмотрено обеспечение государственным жилищным сертификатом гражданина в отсутствие безвозмездной сдачи (отчуждения) жилого помещения, в том числе находящегося в долевой собственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что, в случае вычета принадлежащей истцу 1/3 доли жилого помещения, размер общей площади жилого помещения, применяемый для расчета обеспечения государственным жилищным сертификатом, составляет менее 18 кв.м, что противоречит положениям Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Таким образом, выдача истцу сертификата возможна только в случае исполнения обязательств по сдаче жилья в муниципальную собственность администрации района.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.