Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению "Забайкальский архивно-геоинформационный центр", поданную 28 октября 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 августа 2021 года
по административному делу N 2а-3035/2021 по административному исковому заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению "Забайкальский архивно-геоинформационный центр" (далее - КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр", Учреждение) о признании незаконными акта проверки, предписания Государственной инспекции труда в Забайкальском крае (далее также - Инспекция).
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" обратилось в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края с административным исковым заявлением о признании незаконными акта проверки Государственной инспекции труда в Забайкальском крае N 75/7-287-21-ОБ/12-2007-И/73-261 от 30 марта 2021 года и предписания N 75/7-287-21-ОБ/12-2007-И/73-261 от 30 марта 2021 года об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
В обоснование требований указано, что акт и предписание составлены по итогам проверки, проведенной Инспекцией на основании обращения работника Сараевой Е.Г. Предписанием на КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства, допущенные при увольнении по сокращению численности (штата) Сараевой Е.Г, являющейся членом профсоюзной организации, отменить приказ от 14 декабря 2020 года о проведении организационно-штатных мероприятий в части, касающейся деятельности Сараевой Е.Г, приказ от 29 декабря 2020 года об изменении приказа от 14 декабря 2020 года, также приказ от 4 марта 2021 года о прекращении трудового договора с Сараевой Е.Г, в связи с восстановлением в должности произвести перерасчет заработной платы Сараевой Е.Г. с 17 марта 2021 года.
Предписание полагают незаконным, поскольку процедура увольнения Сараевой Е.Г. соблюдена. Сокращение должности вызвано производственной необходимостью и экономией средств краевого бюджета.
Помимо нарушений процедуры увольнения в акте проверки от 30 марта 2021 года отражено нарушение порядка и срока подачи документов на назначение пособия по временной нетрудоспособности Сараевой Е.Г, с чем административный истец также не согласен, т.к. по этому же вопросу ранее проведена проверка Забайкальским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и нарушения по начислению пособия по временной нетрудоспособности не выявлены (акт от 16 марта 2021 года). Инспекцией необоснованно оставлено без внимания, что указанное пособие выплачено работнику своевременно, несмотря на формальное нарушение работодателем сроков подачи сведений, нарушение сроков вызвано уважительными причинами.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Забайкальской краевой организацией Общероссийского профсоюза работников госучреждений и ОО РФ, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, приказом от 4 марта 2021 года с Сараевой Е.Г, заместителем руководителя КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" прекращен трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению численности или штата работников организации, с 16 марта 2021 года, на основании приказа от 14 декабря 2020 года N 98-ПД "О проведении организационно - штатных мероприятий", приказа от 29 декабря 2020 года N 107-ПД "О внесении изменений в приказ от 14 декабря 202 года N 98-ПД "О проведении организационно - штатных мероприятий".
Согласно приказу от 14 декабря 2020 года N 98-ПД в штатное расписание Учреждения внесены изменения с 15 февраля 2021 года, в частности (пункт 1.1 приказа), об исключении должности заместителя руководителя административного - управленческого персонала (1 штатная единица).
Приказом N 107-ПД от 29 декабря 2020 года внесены изменения в приказ N 98-ПД в части пункта 1.1, установлено внести изменения в штатное расписание с 17 марта 2021 года в связи с периодом нетрудоспособности Саравой Г.Е. в период с 14 декабря 2020 года по 28 декабря 2020 года и очередного отпуска в период с 15 февраля 2021 года по 28 февраля 2021 года.
Установлено также, что Сараева Е.Г. являлась членом профсоюзной организации Забайкальской краевой территориальной организации общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее - ЗПРГУ), о чем руководитель КГБУ "ЗабГеоИнформцентр" был уведомлен 9 ноября 2018 года.
На основании обращения Сараевой Е.Г, поданного 15 февраля 2021 года, по распоряжению органа государственного контроля (надзора) от 24 февраля 2021 года N 75/7-287-21-ОБ/12-1065-И/73-261 в отношении КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой Государственным инспектором труда в Забайкальском крае был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 30 марта 2021 года N75/7-287-21-ОБ/12-1957-И/73-261, КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" выдано предписание от 30 марта 2021 года, которым указано в срок до 16 апреля 2021 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, а именно: устранить нарушение части 2 статьи 22, части 1 статьи 82, части 5 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением процедуры сокращения работника, являющегося членом профсоюзной организации, отменить приказы работодателя КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" от 14 декабря 2020 N 98-ПД "О проведении организационно-штатных мероприятий", от 29 декабря 2020 N 107-ПД "О внесении изменений в приказ от 14 декабря 2020 N 98-ПД" в части, касающейся деятельности Сараевой Е.Г, отменить приказ от 4 марта 2021 года N 28-ЛС "О прекращении трудового договора с работником Сараевой Е.Г." В связи с восстановлением в должности произвести перерасчет заработной платы с работника Сараевой Е.Г. 17 марта 2021 года.
Согласно акту проверки, выявлено нарушение порядка увольнения работника, установленного статьями 82, 373 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, согласно акту от 30 марта 2021 года в ходе проверки выявлено нарушение работодателем КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" порядка и сроков передачи документов для назначения пособия по временной нетрудоспособности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, указав, что при проведении проверки соблюдения трудового законодательства Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае порядок и сроки соблюдены, предписание государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства вынесено в пределах компетенции, соответствует требованиям законодательства.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, признав не обоснованными доводы КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" об отсутствии нарушения процедуры увольнения в связи с отсутствием сведений о членстве в первичной профсоюзной организации, а равно об отсутствии обязанности учитывать при увольнении работника мнение профсоюзной организации по мотивам его немотивированности.
Выводы судов являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение судами норм права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не подтверждают.
В соответствии с требованиями абзаца 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
Требованиями статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, установлена обязанность работодателя направиться в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (абзац 2 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (абзац 3 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность) (абзац 5 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь указанными нормами права, оценив представленные доводы и доказательства, принимая во внимание, что мнение профсоюзного органа на увольнение Сараевой Е.Г. было получено работодателем 14 января 2021 года, после проведения консультаций, соглашение не достигнуто, трудовой договор был расторгнут 16 марта 2021 года, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемых акта и предписания, поскольку в случае несоблюдения работодателем требований закона о порядке увольнения и сроках, увольнение работника является незаконным, предписание государственного инспектора труда о восстановлении на работе с оплатой вынужденного прогула приняты в пределах установленной компетенции и в соответствии с требованиями закона.
Выводы судов соответствуют разъяснениям, содержащимся в пунктах 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы, основанные на том, что выраженное мнение являлось не мотивированным, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку указанное не опровергает правильности выводов судов о нарушении сроков увольнения, установленных статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации. Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов не вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку установленная возможность принять решение, в том числе в случае, если профсоюзный орган представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, не влечет изменения установленных сроков прекращения трудового договора.
Доводы кассационной жалобы о том, что актом выездной проверки от 16 марта 2021 года ГУ Забайкальское региональное отделение ФСС РФ не выявлено нарушений, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на субъективной оценке заявителем содержания оспариваемого акта Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 30 марта 2021 года, согласно по результатам проверки которому указано на нарушение порядка и сроков подачи документов на назначение пособия по временной нетрудоспособности, в то время как в акте проверки органа ФСС РФ изложено, что не установлено в ходе проверки расхождений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия по нетрудоспособности, исчисления его размера.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, изложенную в судебных актах, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют. Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы кассационной жалобы не подтверждают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.